Президент поручил регионам обеспечить безусловное право родителей находиться с ребенком с СД 1 в стационаре
Фото: freepik.com
Руководитель исполкома общественного движения «Народный фронт За Россию» Михаил Кузнецов докладывал президенту о результатах работы с обращениями граждан, о нескольких проблемах, в частности о трудностях с электронными сертификатами для покупки технических средств реабилитации, а также затронул проблему совместной госпитализации детей с СД 1 с мамой или папой в непрофильные отделения, чья специализация не связана с эндокринологией.
– Родители очень просят дать им возможность также госпитализироваться. До шести лет Минздрав это делает, а старше шести лет – по возможности, на решение главврача. Понятно, что есть определенные ограничения по коечному фонду. Но если можно было бы рекомендовать относиться максимально внимательно к таким мамам, я думаю, что это было бы важно для людей – предусмотреть возможность такого проживания, – объяснял Михаил Кузнецов.
Согласно документу, где перечислены все поручения президента, исполнительные органы субъектов должны рассмотреть вопрос об обеспечении – при наличии медицинских показаний – безусловного права одного из родителей бесплатно находиться вместе с ребенком с СД 1 при его госпитализации в круглосуточный стационар.
Тема совместной госпитализации уже много лет остается значимой для семей, где растут дети с СД 1. В законе №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» есть статья 51, которая предоставляет право одному из родителей ребенка находиться с ним в стационаре, а с детьми-инвалидами с 2-й и 3-й степенью выраженности ограничения жизнедеятельности (ВОЖД) или с детьми до четырех лет родителям бесплатно предоставляется спальное место и питание. Однако практика показывает, что дети с диабетом фактически выпадают из перечня получателей льготы.
Дети с СД 1 относятся к 1-й степени ВОЖД, если говорить об инвалидности. Отдельная проблема – отсутствие единых критериев понятия «медицинские показания», по которым право госпитализироваться вместе с ребенком с СД 1 у родителя есть, вне зависимости от возраста и от степени ВОЖД. Для детей с СД 1 это могут быть нечувствительности к гипогликемии, например, или отсутствие навыков компенсации заболевания (подсчет хлебных единиц, расчет дозы инсулина). Однако, так как критерии не определены, трактовка термина полностью зависит от позиции конкретного главврача или заведующего отделением.
Для детей с СД 1 присутствие родителя важно: уровень глюкозы может упасть за минуты, а своевременная реакция позволяет избежать смерти. Особенно остро проблема стоит в отделениях, которые не специализируются на эндокринологии: персонал не всегда знает, как рассчитывать и корректировать дозы инсулина, когда измерять сахар и как действовать при его резких скачках.
– Мы благодарим президента за внимание к теме и считаем поручение важным шагом, – отмечает Юлия Панкова, федеральный куратор направления «Здравоохранение» Всероссийской организации родителей детей-инвалидов. – Для семей, где растут дети с СД 1, возможность для родителя находиться рядом при госпитализации не просто комфорт, а фактор сохранения жизни ребенка. Закон допускает присутствие родителей, но отсутствие единой трактовки медицинских показаний приводит к тому, что решение принимают по-разному даже в пределах одного региона. Именно поэтому поручение президента – шанс выстроить понятный и единый порядок.
По словам Юлии, разница в стоимости курса лечения ребенка с родителем и без него составляет несколько тысяч рублей. Это суммы, которые не смогут перегрузить систему. Основные сложности – организационные: отсутствие условий и дополнительных спальных мест, нежелание заведующих брать на себя дополнительную ответственность.
Очень важно, чтобы не только регионы участвовали в разработке правил – необходимо общее федеральное решение, понятное всем медицинским организациям. Кроме того, было бы правильно, если бы Минздрав России подготовил единое и четкое определение медицинских показаний.

