• Скачайте приложение Русфонда
  • Для Android и iPhone
  • Помочь так же просто, как позвонить
Благотворительность
в России
24.03.2017
Вышел новый<br/>ежегодный<br/>справочник<br/><br/>
Вышел новый
ежегодный
справочник

Жизнь. Продолжение следует
17.03.2017
Сколько <br/>явной радости <br/>в тайных слезах
Сколько
явной радости
в тайных слезах
Жизнь. Продолжение следует
10.03.2017
Что видят <br/>люди, которым <br/>не страшно
Что видят
люди, которым
не страшно
Яндекс.Метрика
За 20 лет 9,519 млрд руб. В 2017 году — 449 016 718 руб.
21.03.2013

Международная филантропия

Израиль: общинные традиции

Помочь – значит восстановить справедливость



Александр Шлимак,
директор еврейской студенческой организации «Гилель» в России

Богатая еврейская пара отправилась отпуск в Австралию на собственном самолете. По дороге у самолета отказали мотор и рация, приземлились на необитаемом острове посреди океана. Муж спрашивает:

– Сара, перед отлетом Еврейское агентство просило денег для Тель-Авивского университета. Ты послала чек?

– Нет, Соломон, забыла.

– А еще Любавическая синагога просила помочь с ремонтом. Ты им что-то платила?

– Как-то вылетело из головы.

– А на тумбочке лежала просьба Сионистского комитета пожертвовать на репатриацию в Израиль – ты ответила?

– Нет, думала после приезда.

Муж бросается к жене с горячими поцелуями.

Она:

– Что, что случилось, дорогой? Ты меня раньше так никогда не целовал!

– Сара, они нас найдут!


Евреям свойственна не только самоирония, веками они придерживаются основного принципа своей благотворительности: помогая другим, ты помогаешь и самому себе.

В иудаизме есть понятие «цдака» – справедливость. Оно уходит корнями к Торе и является одной из важнейших заповедей, которые должен исполнять еврей. «Цдака равна всем другим заповедям, взятым вместе», – сказано в Талмуде. Каждый еврей должен отдавать десятую часть своего годового дохода на благотворительность. Когда-то это было самым настоящим налогом, особенно учитывая, что сведения о доходах всегда были открытой информацией в общине. А сам нуждающийся, который получал помощь от своих успешных собратьев, тоже не освобождался от этого налога и десятую часть полученного подаяния отдавал на благотворительность.

В книге «Жизнь с народом» Марк Зборовский и Элизабет Герцог писали: «Жизнь в местечке начинается и кончается цдакой. Когда рождается ребенок, отец дает деньги для раздачи бедным. На похоронах родные покойного раздают монеты нищим, наводняющим кладбище и поющим: “Цдака спасет от смерти”. Каждый поворот жизни напоминает о необходимости благотворительности... Случается хорошее или дурное – мы кладем монету в ящик. Прежде чем зажечь свечи субботы, хозяйка кинет монету в один из ящичков... Дети воспитываются в традициях подавать. Отец учит сына подавать нищим, а не делает это за него. Детей просят подавать милостыню, когда нуждающиеся совершают традиционный обход домов. Жест подаяния становится почти рефлексом».

Если на протяжении более чем двух тысячелетий благотворительность была делом локальным, общинным, то в ХХ веке пришло время глобальных проектов. И главным из них, естественно, было возвращение евреев на родину предков, на землю Израиля. Еврейское присутствие на Святой земле не прерывалось никогда, но в начале ХХ века большая часть территории принадлежала арабам и бедуинам, поэтому евреи принялись выкупать участки у тогдашних владельцев.

Чтобы собрать необходимые средства, были созданы специальные фонды – «Керен Ха-Йесод» и «Керен Кайемет»: на счета этих фондов переводили средства евреи, проживавшие по всему свету. Одни – совсем немного, другие – целые состояния. Были, конечно, и те, кто действовал не через фонды, а самостоятельно. Один из самых знаменитых еврейских филантропов – барон Эдмон де Ротшильд – начиная с 1880-х годов покровительствовал еврейскому поселенческому движению и потратил в общей сложности тогда около $50 млн на выкуп земель в Палестине. Во многих городах Израиля есть улицы, названные в его честь.

После создания государства Израиль в 1948 году фонды продолжили свою деятельность, финансируя проекты помощи жертвам терактов, развития инфраструктуры и посадки лесов (все современные леса в Израиле рукотворные, за прошедшие десятилетия высажено более 240 млн деревьев).

Традиции общинной благотворительности развиваются и в современном Израиле. Разумеется, никто сегодня не может заставить людей жертвовать деньги нуждающимся, но для любого израильтянина благотворительность в порядке вещей. Многие дают распоряжение банку о ежемесячном перечислении определенной суммы на счет ассоциации по борьбе с раком или в НКО, которая помогает улучшать условия службы солдат. К благотворительности приучают с детства – подростки после уроков получают от администрации школы бланки строгой отчетности и обходят дома в своем микрорайоне, собирая деньги на различные общественные нужды.

Есть в Израиле и волонтеры. Так, пенсионеры объединяются в группы и ездят на армейские базы, где занимаются несложной физической работой, – например, разбирают тюки со старой военной формой. Армия освобождается от необходимости привлекать к этой работе солдат, а пожилые люди чувствуют себя нужными обществу.

Еще один популярный в Израиле вид благотворительности (правда, среди богатых и, как правило, проживающих не в Израиле) – это что-нибудь построить на свои деньги и назвать в честь кого-то из ушедших членов семьи, нередко – погибших во время Холокоста. В больницах, в университетских кампусах, в общественных парках можно увидеть надписи, сообщающие, на чьи средства построено здание и в память о ком разбит парк. Люди увековечивают память о близких, а государство экономит финансы.

По всему миру евреи собирают пожертвования для нуждающихся, на содержание синагог, на укрепление национального самосознания у молодежи, на академические исследования иудаики (изучение религии, истории, культуры и быта еврейского народа на протяжении тысячелетий), на помощь детям из семей со сложным материальным положением, на культурные проекты. Эта поддержка глобальна, она распространяется и на места, где евреи пока не могут самостоятельно обеспечить функционирование всех общинных институтов. В начале 1990-х годов возрождение еврейской жизни на постсоветском пространстве осуществлялось в основном на средства, собранные американскими евреями. И хотя российские евреи все активней включаются в общинную благотворительность, значительные средства на культурные проекты, а также на помощь пожилым и инвалидам, и сейчас поступают из США.

Важно подчеркнуть, что еврейская благотворительность распространяется не только на соплеменников. Каждый еврей должен заниматься «тикун олам», или исправлением мира. Считается, что Всевышний создал мир незавершенным для того, чтобы человек мог принять участие в процессе Творения. Идея исправления и улучшения мира призывает помогать и поддерживать всех, кто в этом нуждается. На необщинную благотворительность еврейские филантропы тратят гораздо больше средств, чем на национальные проекты. Прекрасный пример тому – недавнее учреждение руководителями крупнейших американских компаний из Кремниевой долины Юрием Мильнером, Марком Цукербергом и Сергеем Брином ежегодной премии ученым в $3 млн за прорыв в области медицины (Breakthrough Prize in Life Sciences).

«Если не я, то кто? Если я только для себя, то зачем я?» – это одно из наиболее известных изречений еврейского мудреца по имени Гилель, который жил более двух тысяч лет назад. Именно в его честь 89 лет назад была названа крупнейшая в мире студенческая еврейская организация «Гилель», она некоммерческая и существует на пожертвования десятков тысяч евреев из многих странах мира. Студенты «Гилеля» шефствуют над детскими домами, учат стариков компьютерной грамоте, становятся донорами крови, организуют танцевальные флешмобы для сбора денег в поддержку многодетных нуждающихся семей.


Сергей Брин, Марк Цукерберг и Юрий Мильнер учредили премию за прорыв в области медицины (Breakthrough Prize in Life Sciences)



Лесной массив Эштаоль в Израиле посажен при непосредственной поддержке благотворительных организаций


рассказать друзьям:
?????????
Twitter

comments powered by HyperComments версия для печати