Объем российского рынка благотворительности превысил полтриллиона рублей

Фото: freepik.com
Доля средств, направляемых лицами с высоким уровнем дохода, чей капитал насчитывает от 60 млн руб., в структуре частных пожертвований вернулась к показателям 2021 года – 34%, или 41 млрд руб. Часть средств компаний и крупных доноров для реализации социальных проектов направляется в фонды целевого капитала: их объем на конец 2024 года составил почти 156 млрд руб.
Крупные жертвователи чаще стали выбирать сложные темы – социальную уязвимость (39%), сиротство (39%), помощь взрослым с тяжелыми заболеваниями (27%), направляя в среднем на благотворительность от 2 до 7% годового дохода. Больше половины из них (55%) выбирают благотворительный фонд, основываясь на истории и репутации бренда, а также поддержке медийных личностей.
Топ-5 направлений благотворительности: медицина и здравоохранение (55%); социально уязвимые группы населения (47%); экология и животные (45%); участники СВО и беженцы (40%); территории после чрезвычайных ситуаций (12%).
В связи с обилием экстренных ситуаций последнего времени выше стала популярность прямой помощи нуждающимся – она выросла на 35%. Но и доля тех, кто жертвует в благотворительные организации, увеличилась по сравнению с 2023 годом в два раза (60% против 32%).
Как отмечают авторы исследования, вовлечению большего количества людей в благотворительность способствует в том числе распространение технологий и механизмов, облегчающих участие. Хотя 87% предпочитают денежные пожертвования, все большее распространение получают другие способы, позволяющие, например, совмещать поддержку НКО с регулярными тратами (перевод накопленного кешбэка и округление сумм).
В исследовании отмечается рост роли государства в благотворительности: совершенствование законодательства, ужесточение правил отчетности во избежание мошенничества и коррупции, создание крупных благотворительных организаций по типу фонда «Круг добра», финансирование которого происходит за счет повышенного НДФЛ для граждан, чьи доходы превышают 5 млн руб. в год (этот объем средств в исследовании Sber Private Banking и Frank RG не учитывался).
Исследование проведено на основе всероссийского опроса 1263 респондентов, глубинных интервью с филантропами и представителями десяти НКО, а также анализа обезличенных данных о тратах на благотворительность клиентов трех банков из топ-5.