В России установили требования к услугам слухопротезирования детей

Фото: Zoe Graham/Unsplash.com
Как рассказал «Русфонд.Медиа» основатель благотворительного фонда «Слышать жизнь», директор сети специализированных медицинских центров сурдологии и реабилитации слуха Дмитрий Бочкарев, новый стандарт – это фундаментальный шаг вперед:
– Это знаковый документ, который переводит слухопротезирование из акта выдачи «коробочек с ТСР в руки» в полноценную услугу с измеримым результатом. Это новая дорожная карта. Официально признана необходимость мультидисциплинарного подхода и работы команды специалистов. Введены объективные критерии качества. Это, безусловно, прорыв, – отметил он.
Однако, по мнению эксперта, документ так и рискует остаться только на бумаге, так как не учитывает реалии жизни, особенно в отдаленных регионах, где зачастую нет необходимых специалистов и дорогого оборудования для полноценной диагностики и оценки эффективности оказания услуги:
– Так, например, стоимость анализатора слуховых аппаратов исчисляется миллионами рублей. У нас в областных центрах очереди на объективную диагностику слуха измеряются месяцами. А стандарт обязывает иметь оснащение в каждом кабинете. Еще одно требование – изготовление индивидуальных ушных вкладышей на месте за три часа, что невозможно сделать по технологии, даже если у центра есть собственная лаборатория (а у большинства их нет). Эти условия – не про доступность, – подчеркнул Бочкарев.
По его словам, новые требования могут привести к монополизации услуг, так как выполнить их способны лишь немногие крупные игроки, имеющие финансовые ресурсы.
Еще один немаловажный момент: стандарт закрепляет возможность дистанционного сопровождения и удаленной настройки слуховых аппаратов, что на первый взгляд решает проблемы для семей из отдаленных регионов. Но и здесь есть нюансы, о которых рассказал эксперт: в практике системы льготного обеспечения тендерные закупки ориентированы на наименьшую цену. В документах могут быть прописаны характеристики «самых лучших в мире» слуховых аппаратов, но на деле закупаются более дешевые, чаще отечественные модели. Аппараты, предоставляемые по льготе, в большинстве случаев не имеют технической возможности для удаленной настройки. Таким образом, передовая функция, закрепленная в стандарте, становится недоступной для большинства семей, которым приходится полагаться на государственную помощь.
Кроме того, документ подразумевает наличие «необходимой инфраструктуры» у родителей – стабильного интернета и современных гаджетов, которых тоже нет у многих семей, живущих за пределами крупных городов.
По мнению Бочкарева, новый стандарт – это вектор, который дает юридическое основание для диалога с государством и родителями о том, какой должна быть качественная помощь, и должен помочь выстроить новую, прозрачную систему. Но пока вопросов больше, чем ответов, и неясно, сможет ли он реально изменить качество жизни каждого ребенка с нарушением слуха.