В Госдуме отклонили закон о распределенной опеке

Фото: Harry Сao/Unsplash.com
Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях повышения гарантий реализации прав и свобод недееспособных и не полностью дееспособных граждан», более известный как закон о распределенной опеке, был принят в первом чтении еще в 2016 году и обсуждался на протяжении девяти лет.
Он предусматривал возможность назначать недееспособному человеку, у которого нет родственников или близких людей, готовых оформить опекунство, и который живет в психоневрологическом интернате (ПНИ), внешних опекунов помимо руководителя ПНИ. Ими могли стать не только физические, но и юридические лица, а именно некоммерческие и религиозные организации, помогающие людям с тяжелой инвалидностью. Благодаря закону у пациентов ПНИ могла появиться возможность сопровождаемого проживания за стенами интерната, а у опекунов – возможность контролировать качество социальных услуг, оказываемых ПНИ. Это позволило бы избежать конфликта интересов, когда единственным законным представителем человека, находящегося в ПНИ, является сам интернат.
По словам президента петербургской благотворительной организации «Перспективы» Марии Островской, которая 28 лет помогает людям с тяжелыми формами инвалидности, после отклонения закона люди с ментальной инвалидностью и их родители оказываются в катастрофически незащищенном положении.
Мария Островская, в частности, отметила: «Некоторые элементы законопроекта вошли в закон о психиатрической помощи, но это незначительные детали. ПНИ по-прежнему остается единственным местом пребывания для человека, нуждающегося в большом объеме посторонней помощи, если у него нет ухаживающих родственников. Это создает огромные препятствия для развития сопровождаемого проживания. Потому что сейчас у недееспособного человека опекуном может быть либо физическое лицо, либо юридическое, которое оказывает стационарные услуги».
Мария Островская объяснила, что проекты некоммерческих организаций – квартиры сопровождаемого проживания, где люди с тяжелыми ментальными нарушениями учатся жить самостоятельно, – не относятся к стационарному обслуживанию: это дом, где людям с инвалидностью оказывают социальные услуги в большем или меньшем объеме. Не может быть прав опеки у родительских организаций и православных приходов, которые не оказывают стационарных услуг.
«Это серьезная проблема для родителей уже взрослых людей с ментальной инвалидностью. Это трагедия большого количества семей, где родители постепенно стареют, слабеют, не могут уже обслуживать своих взрослых детей. Многие боятся, что уйдут раньше своих детей и те окажутся в совершенно незащищенном положении в учреждениях, где опекун и поставщик услуг – одно и то же лицо. И все зависит от того, повезет или не повезет с директором интерната», – подчеркнула Островская.
В комментарии «Русфонд.Медиа» президент благотворительной организации «Перспективы» выразила надежду на то, что законопроект о распределенной опеке будет возвращен в Госдуму на рассмотрение.