Разработано ИИ-приложение, которое помогает детям с аутизмом общаться с родителями

Фото: Kelly Sikkema/Unsplash.com
Новое приложение устанавливается на планшет, к которому подключается специальная кнопка. Нажимая на нее, ребенок сигнализирует о готовности говорить или завершении своей части диалога. Беседу начинает взрослый, выбирая тему, после чего искусственный интеллект определяет контекст разговора и на экране появляются тематические изображения с учетом интересов ребенка, его настроения и истории предыдущих бесед. Также программа дает родителям рекомендации по ведению диалога, тактично корректируя чрезмерно сложные формулировки или критические замечания.
Родители, принимавшие участие в тестировании, отметили, что дети стали активнее участвовать в разговорах и чаще сами определяли темы для обсуждения. Разработчики планируют использовать приложение для помощи другим группам детей с особенностями развития.
Координатор программ альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) петербургской некоммерческой организации «Социальная школа Каритас», АДК-специалист, логопед-дефектолог Ирина Текоцкая в комментарии «Русфонд.Медиа» отметила, что при общении с помощью АДК успех зависит от обоих участников диалога: важно, насколько чутко партнер по коммуникации воспринимает сигналы ребенка, использующего АДК, умеет слышать и слушать, может задать темы для общения.
Корейская разработка, по мнению эксперта, станет в этом отличным обучающим помощником для родителей.
– Искусственный интеллект оценивает фразу взрослого с точки зрения сложности восприятия, анализирует, нет ли в ней критики или обвинений, которые будут барьером в продолжении диалога, затем подсказывает, как переформулировать фразу, чтобы ребенок с РАС смог воспринять ее лучше. Ребенку ИИ тоже подсказывает возможные варианты ответа, опираясь на историю диалога, встроенный словарь и контекст. Таким образом родитель учится адаптировать общение с ребенком к его возможностям, а ребенку с РАС предоставляются разные способы продолжить диалог и осознать свое влияние. Это отлично для обучения, но успех будет только в том случае, если родитель и ребенок смогут использовать полученные знания в жизни, то есть рано или поздно начнут общаться подобным образом без подсказок, – подчеркнула Ирина Текоцкая.
По ее словам, у ИИ в альтернативной коммуникации большие перспективы:
– Сейчас активно создаются разработки, в которых ИИ встроен в коммуникатор и озвучивает фразы с учетом грамматического строя речи. То есть человек нажимает символы, и приложение проговаривает не «я ехать бабушка», а «я был у бабушки». Это во много раз улучшает развитие речи и ее понимание у ребенка, использующего АДК. Надеемся, в скором времени в России станет больше подобных разработок, – отметила она.