Разработан первый отечественный диагностический инструмент для помощи неговорящим детям

Фото: Kristyna Squared.one/Unsplash.com
Координатор программ альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) «Социальной школы» логопед‑дефектолог Ирина Текоцкая рассказала, что АДК требуется людям, которые не могут использовать устную речь, – детям с ДЦП, ментальными нарушениями, генетическими синдромами и другими особенностями здоровья:
– Когда мы вводим АДК, важно разобраться, как ребенок видит и слышит, как понимает обращенную речь, какие средства АДК ему доступны. Что помогает ему общаться, а что, наоборот, становится барьером.
«Конструктор целей» оценивает базовое состояние, словарный запас человека и особенности среды его обитания. Специалист заполняет анкету и получает результат, где отражены сформированные навыки, текущие возможности и зоны ближайшего развития. Это поможет педагогам, логопедам, дефектологам, тьюторам подбирать способы поддержки, включая средства АДК – жесты, графические символы, голосовые коммуникативные приложения и другие инструменты.
Разработка опросника проводилась совместно с рабочей группой из семи регионов России при поддержке Фонда президентских грантов. В тестировании приняли участие свыше 20 учреждений и более 400 детей.
По словам Ирины Текоцкой, до этого в России не было такого инструмента – специалисты пользовались разными западными аналогами, которые далеко не все корректно переведены и не учитывают российские культурные особенности.
«Конструктор целей» представят на Всероссийской конференции «Альтернативная и дополнительная коммуникация», которая состоится в начале июля. По словам разработчиков, он будет доступен бесплатно для всех пользователей.
В июле 2025 года «Социальная школа Каритас» также планирует выпустить упрощенный опросник «Ключ к общению», который поможет родителям правильно общаться с ребенком, адекватно реагировать на невербальные сигналы и выбирать средства для коммуникации.
Подробнее о «Социальной школе Каритас» читайте в нашем материале.