15.01.2019
За продажу сильнодействующих препаратов без рецепта хотят ввести уголовную ответственность

Фото: Pfizer
В настоящее время прегабалин, тапентадол и тропикамид входят в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету. Это значит, что они должны продаваться строго по рецепту, а безрецептурная продажа чревата административной ответственностью. Перенос их в утверждаемый правительством перечень сильнодействующих и ядовитых веществ, который предлагает Минздрав, означает, что продажа этих препаратов без рецепта грозит уголовной ответственностью по ст. 234 УК РФ («Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта»).
В сопроводительных материалах к законопроекту приводится мнение Главного управления по контролю за оборотом наркотиков МВД России: аптеки умышленно продают прегабалин, тапентадол и тропикамид без рецепта «из соображений высокой доходности от [их] незаконной реализации». Основными потребителями этих препаратов Минздрав считает наркозависимых.
Ситуация привлекла внимание работников паллиативных служб. Как сообщила на своей странице в Facebook основатель Фонда помощи хосписам «Вера» Нюта Федермессер, прегабалин в сочетании с неопиоидными анальгетиками «снимает сильную нейропатическую боль, которую не снять морфином». По ее словам, прегабалин должны ежедневно получать «более полумиллиона человек». «И не имеют эти запреты отношения ни к безопасности пациентов, ни к качеству препаратов… это все только про дележку фармрынка», – написала Федермессер.
Как показывают опросы, многие врачи боятся назначать сильные обезболивающие, опасаясь уголовного преследования за неверное оформление. На эту ситуацию неоднократно обращали внимание сотрудники организаций, оказывающих паллиативную помощь («Вера», «Дом с маяком» и другие). В 2018 году Минздрав предложил частично декриминализировать нарушения правил оборота наркотических или психотропных веществ, совершенные медицинскими работниками, но активисты считают эту меру недостаточной.
Общественное обсуждение проекта Минздрава продлится до 1 февраля.