Дети с РАС и ментальными нарушениями начали обучение в рамках проекта, связанного с татарской национальной культурной традицией
Русфонд более подробно уже рассказывал о проекте Натальи Сперанской. Основой для его реализации стали учебные папки с образцами татарского национального орнамента – главного элемента в занятиях детей и молодых взрослых с ментальными особенностями. Две папки созданы с использованием растительных узоров из альбомов Петра Тихоновича Сперанского (18901964), известного театрального художника, живописца, архитектора и педагога. Он занимался подробным изучением татарского орнамента: собрал 59 оригинальных зарисовок татарских узоров, которые были изданы в двух альбомах. Именно они легли в основу проекта его внучки Натальи.
Занятия уже начались в центре прикладного анализа поведения (АВА-центре) «Новая планета» (Казань). Так, одни дети изучают танграмы – головоломки, состоящие из нескольких элементов узора, другие раскрашивают по номерам орнаменты в специально изданных альбомах. Все это, по свидетельству специалистов, способствует развитию у детей с ментальными нарушениями навыков визуально-моторной координации, письма, мелкой моторики, концентрации внимания, творческого мышления. Подростки и молодые взрослые смогут обучиться переносу узоров на ткань или кожу, что поможет им в освоении профессии.
– Обучающие материалы проекта влияют также на развитие функциональной деятельности, – рассказывает Светлана Салихова, директор центра «Новая планета». – Дети с ментальными нарушениями часто не могут сами себя занять. А учебные папки позволяют организовать деятельность ребенка так, чтобы увлечь его, чтобы у него появилась мотивация продолжать, потому что в итоге собственной продуктивной работы они получают полезный результат. С их помощью можно научить подростка вышивать, делать аппликацию на ткани или коже. Подобные навыки, своего рода профориентационная деятельность, – задел для возможного трудоустройства, самореализации.
По словам специалиста, планируется передавать обучающие материалы другим образовательным центрам, где занимаются дети с ментальными нарушениями, как на территории Татарстана, так и в других регионах Российской Федерации.
– Также мы готовим обучающий вебинар для специалистов, посвященный основам работы с материалами проекта Натальи Сперанской, – отметила Светлана Салихова.
Фото предоставлены центром «Новая планета»