Деньги пахнут, говорят эксперты в благотворительности
Благотворительные организации редко задумываются о происхождении средств, которые они получают, сетует Мария Черток, директор фонда развития филантропии «КАФ». Она отмечает, что это одна из причин, почему банки считают сотрудничество с фондами высокорисковым. Поэтому в фонде «КАФ» жертвователей проверяют. Но если людей из списка Forbes и учредителей крупных компаний проверить легко, то массовые пожертвования, особенно когда это основной способ получения средств, – почти невозможно, говорит Юлия Данилова, главный редактор православного портала о благотворительности «Милосердие.ru».
«Гринпис» в принципе не берет пожертвования от бизнеса, говорит директор департамента по работе со сторонниками Greenpeace в России Наталья Торкунова, так сложилось за почти полвека существования организации. «Ночлежка», по словам директора ее московского филиала Дарьи Байбаковой, скорее всего, не станет организовывать совместную благотворительную акцию с производителем алкогольных напитков. В целом участники дискуссии согласились с тем, что жертвователей нельзя распугать отказом взять средства, но при этом объяснять отказ всегда нужно. На вопрос, брать ли деньги у государства, эксперты отвечают по‑разному. Фонд «Подари жизнь» не подает заявки на гранты от властей, причем сначала это было этическим решением, а затем благодаря развитию организации отпала и необходимость в госсредствах. Фонд «Нужна помощь» работает с государственными грантодателями, но при этом в сложных условиях отстаивает свободу слова и корпоративные ценности – и пока балансировать удается. Православная служба помощи «Милосердие» не видит никакого внутреннего конфликта в том, чтобы сотрудничать с государством и брать у него деньги.
Русфонд не просто готов работать с государственными деньгами, говорит его главный редактор Валерий Панюшкин, но и стремится стать поставщиком особой госуслуги – строить Федеральный регистр доноров костного мозга. «Нам бы, конечно, очень хотелось, чтобы пришло государство и сказало: ребят, вы правда это прекрасно делаете, вы делаете это лучше, чем государственные клиники, поэтому давайте делайте – вот вам деньги», – отмечает Панюшкин, добавляя, что для этого государству пришлось бы дать вчетверо меньше денег, чем оно планирует потратить на строительство Федерального регистра.
По меткому выражению модератора дискуссии Александры Ливергант, медиаконсультанта в сфере благотворительности и главного редактора проекта «Август2020», жертвователи и благотворительные организации живут в параллельных мирах. Должны ли благотворительные организации сформировать общий документ, своеобразную хартию с правилами, от кого можно брать деньги, а от кого нет?
В основном эксперты сошлись на том, что такая хартия не нужна. Каждая организация сама вырабатывает правила, по которым она может работать, говорит Торкунова, исходя из своей истории и принципов. Нельзя навязывать всем благотворительным организациям свое видение мира, считает директор фонда «Подари жизнь» Екатерина Шергова. В этой сфере два кита, уверена Софья Жукова, руководитель направления фандрайзинга благотворительного фонда «Нужна помощь»: здравый смысл и законодательство – ими и нужно руководствоваться при принятии пожертвований. Три кита, уточняет Валерий Панюшкин, – еще и приличия: «Мы постоянно создаем правила приличия, передумываем их и переделываем». Тем не менее разговор о том, что деньги пахнут, подытоживает Мария Черток, в третьем секторе должен продолжаться.
Фото Евгения Фельдмана