22.01.2010
ПРЕЗИДЕНТСКИЙ ВЫЗОВ ГОСУДАРСТВУ
Евгений ГОНТМАХЕР,
заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН
Президент внес в Государственную Думу проект закона о поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, и Дума приняла его в первом чтении («Ъ» сообщал об этом 14 января). Это один из немногих актов, принятие которого (а в том, что он будет принят, трудно сомневаться) может иметь очень значимые последствия даже не для НКО, а для самого государства. Что мы имеем сейчас? Так называемый третий сектор и власть существуют как бы сами по себе. Если не считать ручных НКО, созданных и поддерживаемых государством для имитации расцвета нашего гражданского общества, то всё остальное поле взаимодействия, мягко говоря, недружественно.
Государство смотрит на неподконтрольные ему даже неполитические НКО весьма подозрительно, не придя в себя, видимо, после страхов «оранжевой» революции, а общественники, в свою очередь, смотрят на чиновников как на изначальных врагов, бесполезно промалывающих деньги налогоплательщиков.
И тут, вдруг, президент предлагает законодательно ввести понятие «социально ориентированной некоммерческой организации», которая занимается не только социальной поддержкой и защитой граждан, охраной окружающей среды и другими подобными приземленными вещами, но и деятельностью «по защите прав и свобод человека и гражданина». Выходит, что так не любимые многими чиновниками (в том числе и очень высокопоставленными) правозащитники получают право на получение поддержки со стороны государственных и муниципальных структур – финансовой, имущественной, информационной, консультационной – через предоставление льгот.
Значит, вместо существования в параллельных мирах неполитическая часть гражданского общества и властные структуры должны будут найти конкретные, а не имитационные формы, и не давления, а именно равноправного сотрудничества.
Это очень непростой вызов нынешнему государству. Во-первых, ему надо научиться делиться. Если сейчас сплошь и рядом бюджетные деньги, предназначенные для решения социальных вопросов, распределяются на тендерах с заранее известным результатом в пользу дружественных фирм, то теперь такие фокусы могут и не пройти. Общественники, получившие право участвовать в таких тендерах, будут внимательно следить за чистотой процедуры и вряд ли сами станут платить "откаты".
Во-вторых, государству надо научиться разговаривать с НКО не как с просителями или надоевшими жалобщиками, а как с равноправными партнерами в решении социальных задач в самом широком смысле этого понятия. Это особенно актуально в сфере защиты прав человека, где спор идет не о дележке бюджетных денег, а о выполнении в полном объеме и без искажений действующего законодательства, начиная с Конституции.
В-третьих, государству надо научиться сотрудничать с НКО в рамках совместных проектов. Например, снова становится актуальным уже упомянутый в одной из публикаций "Ъ" (23.10.2009 г.) вопрос об акции "Благотворительная квота", когда Минздравсоцразвития предоставляет в распоряжение общественников не деньги (их-то как раз они соберут с благотворителей), а просто-напросто информацию о том, где можно лечить тяжелобольных детей, которым не хватает бюджетных квот. Для этого нужно не так уж и много: просто преодолеть типичный чиновничий комплекс, который предательски нашептывает: "а зачем тебе лишняя работа?!".
В-четвертых, новые навыки должны быть сформированы не только на федеральном, но и на региональном уровне и даже в органах местного самоуправления. Более того, проект закона дает право региональным и местным властям устанавливать дополнительные к федеральному списку виды деятельности, которые позволяют отнести некоммерческую организацию к социально ориентированным со всеми вытекающими отсюда преференциями и правами.
Внесенный президентом законопроект в случае его принятия станет вызовом не только для государства, но и для "третьего сектора". Не секрет, что многие НКО не имеют опыта в написании заявок на участие в конкурсе и отчетов за полученные деньги, в эффективной организации работы. Трудно винить сотрудников таких НКО – до сих пор они как-то перебивались с хлеба на квас за счет пожертвований (часто наличными) милосердных предпринимателей и зажиточных людей, но к государственным деньгам им доступ фактически был закрыт. Теперь в прежде неприступном заборе приоткрылась калитка. И попасть внутрь можно, только обладая тем, что называется "проектная культура".
А это опять вопрос к государству. Оно должно не просто повернуться лицом к некоммерческим организациям, но и помочь их сотрудникам обучиться основам менеджмента. Тут я вынужден сам себя остановить в рассуждениях – ведь только что перечислил несколько пунктов необходимой учебы для самого государства. Не получится ли, что слепой ведет слепых? Думаю, шанс на благополучный исход всё-таки есть. Часть НКО уже имеет солидный опыт борьбы за гранты. А в ряде регионов некоммерческие организации, не дожидаясь принятия нового федерального закона, уже сотрудничают с властью вполне на равных.
Нужно просто скрупулезно собирать эти лучшие практики и всеми возможными способами их демонстрировать граду и миру. И самое, возможно, главное: добиться прорыва в отношениях государства и НКО (даже имея вполне разумное законодательство) можно только вкупе с таким же позитивным продвижением во всех остальных сферах общественной и политической жизни. А вот здесь пока остаются большие вопросы.
ПРЕЗИДЕНТСКИЙ ВЫЗОВ ГОСУДАРСТВУ
Евгений ГОНТМАХЕР,
заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН
Президент внес в Государственную Думу проект закона о поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, и Дума приняла его в первом чтении («Ъ» сообщал об этом 14 января). Это один из немногих актов, принятие которого (а в том, что он будет принят, трудно сомневаться) может иметь очень значимые последствия даже не для НКО, а для самого государства. Что мы имеем сейчас? Так называемый третий сектор и власть существуют как бы сами по себе. Если не считать ручных НКО, созданных и поддерживаемых государством для имитации расцвета нашего гражданского общества, то всё остальное поле взаимодействия, мягко говоря, недружественно.
Государство смотрит на неподконтрольные ему даже неполитические НКО весьма подозрительно, не придя в себя, видимо, после страхов «оранжевой» революции, а общественники, в свою очередь, смотрят на чиновников как на изначальных врагов, бесполезно промалывающих деньги налогоплательщиков.
И тут, вдруг, президент предлагает законодательно ввести понятие «социально ориентированной некоммерческой организации», которая занимается не только социальной поддержкой и защитой граждан, охраной окружающей среды и другими подобными приземленными вещами, но и деятельностью «по защите прав и свобод человека и гражданина». Выходит, что так не любимые многими чиновниками (в том числе и очень высокопоставленными) правозащитники получают право на получение поддержки со стороны государственных и муниципальных структур – финансовой, имущественной, информационной, консультационной – через предоставление льгот.
Значит, вместо существования в параллельных мирах неполитическая часть гражданского общества и властные структуры должны будут найти конкретные, а не имитационные формы, и не давления, а именно равноправного сотрудничества.
Это очень непростой вызов нынешнему государству. Во-первых, ему надо научиться делиться. Если сейчас сплошь и рядом бюджетные деньги, предназначенные для решения социальных вопросов, распределяются на тендерах с заранее известным результатом в пользу дружественных фирм, то теперь такие фокусы могут и не пройти. Общественники, получившие право участвовать в таких тендерах, будут внимательно следить за чистотой процедуры и вряд ли сами станут платить "откаты".
Во-вторых, государству надо научиться разговаривать с НКО не как с просителями или надоевшими жалобщиками, а как с равноправными партнерами в решении социальных задач в самом широком смысле этого понятия. Это особенно актуально в сфере защиты прав человека, где спор идет не о дележке бюджетных денег, а о выполнении в полном объеме и без искажений действующего законодательства, начиная с Конституции.
В-третьих, государству надо научиться сотрудничать с НКО в рамках совместных проектов. Например, снова становится актуальным уже упомянутый в одной из публикаций "Ъ" (23.10.2009 г.) вопрос об акции "Благотворительная квота", когда Минздравсоцразвития предоставляет в распоряжение общественников не деньги (их-то как раз они соберут с благотворителей), а просто-напросто информацию о том, где можно лечить тяжелобольных детей, которым не хватает бюджетных квот. Для этого нужно не так уж и много: просто преодолеть типичный чиновничий комплекс, который предательски нашептывает: "а зачем тебе лишняя работа?!".
В-четвертых, новые навыки должны быть сформированы не только на федеральном, но и на региональном уровне и даже в органах местного самоуправления. Более того, проект закона дает право региональным и местным властям устанавливать дополнительные к федеральному списку виды деятельности, которые позволяют отнести некоммерческую организацию к социально ориентированным со всеми вытекающими отсюда преференциями и правами.
Внесенный президентом законопроект в случае его принятия станет вызовом не только для государства, но и для "третьего сектора". Не секрет, что многие НКО не имеют опыта в написании заявок на участие в конкурсе и отчетов за полученные деньги, в эффективной организации работы. Трудно винить сотрудников таких НКО – до сих пор они как-то перебивались с хлеба на квас за счет пожертвований (часто наличными) милосердных предпринимателей и зажиточных людей, но к государственным деньгам им доступ фактически был закрыт. Теперь в прежде неприступном заборе приоткрылась калитка. И попасть внутрь можно, только обладая тем, что называется "проектная культура".
А это опять вопрос к государству. Оно должно не просто повернуться лицом к некоммерческим организациям, но и помочь их сотрудникам обучиться основам менеджмента. Тут я вынужден сам себя остановить в рассуждениях – ведь только что перечислил несколько пунктов необходимой учебы для самого государства. Не получится ли, что слепой ведет слепых? Думаю, шанс на благополучный исход всё-таки есть. Часть НКО уже имеет солидный опыт борьбы за гранты. А в ряде регионов некоммерческие организации, не дожидаясь принятия нового федерального закона, уже сотрудничают с властью вполне на равных.
Нужно просто скрупулезно собирать эти лучшие практики и всеми возможными способами их демонстрировать граду и миру. И самое, возможно, главное: добиться прорыва в отношениях государства и НКО (даже имея вполне разумное законодательство) можно только вкупе с таким же позитивным продвижением во всех остальных сферах общественной и политической жизни. А вот здесь пока остаются большие вопросы.