Яндекс.Метрика

Вирус благотворительности

Жертвователь Русфонда Анна Шереметьева о том, почему она помогает больным детям

«Мы как СМИ обязаны задавать и поддерживать благотворительную моду», – убеждена ресторатор, издатель глянцевого журнала Carat Анна Шереметьева. Три года назад она провела марафон добра, собрав для подопечных Русфонда 450 тыс. руб. Анна продолжает помогать детям и готовит очередной марафон. Мы встретились с ней и узнали, почему она занимается благотворительностью.

«Больше, чем рассчитывали»

Светлана Лазебная: Анна Гамлетовна, расскажите, как пришла идея запустить марафон добра?

Анна Шереметьева: Частным образом я помогаю давно, все мои друзья, близкие и знакомые тоже постоянно жертвуют на помощь. Но со временем я пришла к выводу, что добрым делам нужна публичность, поскольку получается гораздо больший эффект. Постепенно выкристаллизовалась идея благотворительного флешмоба – чтобы показать, что нас много и вместе мы можем больше. Подруга и соратница, главный редактор журнала Carat Елена Хачатурян поддержала меня. Нам важно было, чтобы помощь действительно дошла до адресата. Поэтому мы связались с региональным бюро Русфонда в Краснодаре, и его глава Светлана Петропавловская рассказала о сборах, которые «горят». Осторожно прикинув, какое количество людей мы сможем привлечь, решили помогать трем детям. Рассказали о них в соцсетях, открыли онлайн-сбор, а кульминацией стал благотворительный вечер с ужином, приглашенными артистами, сбором офлайн. Сумма в итоге получилась даже больше, чем мы рассчитывали. Удалось помочь четверым детям. Богдану Ганже купили коляску, Кате Горностаевой – слуховые аппараты, Насте Сумкиной был оплачен ортопедический корсет, а Сереже Бурнусову – корсет и ортезы.

С. Л.: Не было ли у вас опасений, что отклик получится слабым, сбор не покроет расходы на организацию вечера?

А. Ш.: Я человек самодостаточный и верю в Бога. У меня даже мысли такой не возникало. Сбор был абсолютно прозрачный, мы освещали каждый шаг, всю сумму получили дети, ни один пожертвованный рубль не потерялся и не был потрачен на другие цели. Вечер имел для меня ключевое значение. Все было сделано так, чтобы гости ощутили свою значимость, важность и нужность. Проходил он в ресторане Carat. Конечно, ужин был бесплатным, шеф-повара старались угодить гостям, и им это удалось.

С артистами удалось договориться так, что мы вели онлайн-трансляцию и опубликовали репортаж в нашем глянце, всех упомянули, поблагодарили. Хочу отметить, что соглашались они с огромным энтузиазмом, с их стороны это тоже была благотворительность, поскольку в лишних упоминаниях они особенно не нуждаются. И мы собрали настоящие таланты! Мероприятие вел Самир Азарян, самый популярный ведущий у нас на юге. Выступили известный скрипач Самвел Айрапетян, шоу-балет из Музыкального театра Краснодара, певец Владимир Казанцев оказал нам честь. Вечер действительно удался. Кроме внушительной суммы сбора мы заработали капитал доверия. Это наш актив, который цены не имеет.

«Это так просто – прийти и помочь»

С. Л.: У благотворительности есть противники – и их немало. Они считают, что, перечисляя деньги на лечение детей, мы позволяем государству и дальше закрывать глаза на проблему – и она не решается. У вас есть контраргументы?

А. Ш.: Это позиция слабых. По этому поводу замечательно сказал Антуан де Сент-Экзюпери голосом Маленького принца: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». Ожидать, что кто-то придет, умоет тебя и уберет все вокруг, – верх эгоизма. Что такое государство? Это мы, каждый из нас. Как можно жить по принципу «моя хата с краю»? Я не понимаю. Ругать чиновников можно и есть за что. Но права бездействовать у нас нет – потому что есть те, кто рядом с нами страдает и умирает. Это так просто – прийти и помочь. Нас так много. Участники нашего марафона собрали почти полмиллиона. А представьте, какой был бы эффект, если бы каждый житель края внес хотя бы 10 руб.? Но такая мысль большинству не приходит. Чтобы помощь стала обычной практикой, менталитет надо поменять.

С. Л.: Легко сказать... А как?

А. Ш.: Начинать надо с себя, своей семьи, детей. Вырастить из них осознанных, сострадательных взрослых – вот задача. У меня их трое. Мы постоянно проговариваем простые истины о том, что важно делиться, быть добрым. Если человек устроен правильно, делать добро для него важная потребность. Он тогда чувствует себя счастливее. И вот надо помочь детям прочувствовать это. Есть, например, у нас в семье традиция. Каждый сезон мы с детьми перебираем их гардероб. Отдаем вещи, из которых они выросли. Есть правило: одежда должна быть чистой, выглаженной, без потертостей и прочих изъянов – чтобы ребенку, которому она достанется, приятно было ее получить. Это целый ритуал. Мы садимся, разбираем, обсуждаем. Вечером дети докладывают мужу: «Папочка, мы собрали вещи деткам!» Он хвалит: «Ах, какие вы у меня хорошие, добрые дети!» И вся троица сияет от счастья.

Мы не балуем детей так, как могли бы. Личные бонусы они зарабатывают – это их награда за труд, поощрение достижений. Купить в «Детском мире» игрушку, на которую реально заработал, и опустить в бокс пожертвование – это нормально для моих детей. Они привыкли делиться. Арианна – старшая, ей шесть лет. Недавно мы пришли в магазин, а она вдруг передумала что-то себе покупать: «Мамочка, а мне ведь ничего не надо, – говорит. – У меня все есть. Давай мы все деньги положим в бокс?» Я просто космическую гордость за дочь испытала. Уверена, что мои дети не вырастут бесчувственными бездельниками.

С. Л.: Давайте проверим правдивость утверждения «добро возвращается». Вот вы собрали для детей Русфонда полмиллиона – произошло ли в вашей жизни что-то невероятно хорошее?

А. Ш.: Я помогаю не для того, чтобы мне «вернулось». Люди и больше собирают. У меня папа – меценат, всю жизнь помогает. Я с детства слышала от него: «Не оскудеет рука дающего». Мои дети здоровы, у нас все хорошо в семье, значит, я все делаю правильно. Еще папа говорит: «Делай добро и бросай его в воду». То есть не жди благодарности. Да, есть люди, которые будут помнить тебя всегда. А другие сразу забудут, поскольку помощь принимают по умолчанию. Это абсолютно неважно. Ты доброе дело сделал? Не оглядывайся, иди дальше!

C. Л.: Не могу не заметить, что для некоторых людей благотворительность – это тема грусти и страданий. Они избегают ее, оберегая себя от тяжелых мыслей. Можно ли до них достучаться?

А. Ш.: Тема действительно непростая. Дети должны радоваться жизни, расти, но у кого-то из них нет будущего. Некоторые тяжело заболевают, рождаются с неизлечимыми заболеваниями. Нет ответа на вопрос, почему так происходит. Какая-то ошибка природы. Будучи тележурналистом, я выезжала на репортажи с мест ДТП и катастроф. Пропускать через себя такие сюжеты оказалось слишком тяжело, я уволилась. Это вопрос и право профессионального выбора, а из жизни «уволиться» невозможно.


Сейчас многое делается государством для того, чтобы дети лечились и выздоравливали. Врачи научились вытягивать самых тяжелых пациентов. Один укол может спасти жизнь ребенку со спинальной мышечной атрофией. И дай Бог, чтобы для всех находились лекарства и деньги. Бывает, конечно, что средств не хватает. Да, хорошо, когда есть благотворительные фонды, но спрогнозировать, как пойдет сбор, невозможно. У детей и родителей, которые находятся в беде, нет гарантий и уверенности, что помощь придет. Есть лишь надежда на чудо. Нужно только верить. Можно ли отворачиваться, потому что они расстраивают тебя?

Важно, чтобы состоятельные люди понимали, как необходима помощь нуждающимся. В сегодняшнем социуме дефицит сострадания. Если бы все люди имели чувство эмпатии, то мы бы жили в здоровом, благополучном обществе.

Лайк, шер, репост

С. Л.: Как учредитель журнала вы сформулировали миссию СМИ: «Мы обязаны задавать и поддерживать благотворительную моду». А каков механизм?

А. Ш.: СМИ – мощный ресурс. У них возможности другого порядка, чем у частного лица. Их необходимо использовать. А именно рассказывать о людях, кому нужна помощь, и не обделять вниманием жертвователей. Как минимум тема добра должна быть на слуху. К сожалению, большие проекты, такие как благотворительный вечер, который мы вспоминаем сегодня, невозможно проводить часто. Это зависит не только от желания, креативности и финансовой состоятельности организаторов. Если провести параллель с фешен-индустрией, то это как смотр-показ передовых сил на Неделе моды. Модельеры, модели и модники готовятся к нему целый год. Участникам необходимо время, чтобы блеснуть ярко, и зрители тоже должны успеть соскучиться.

После проекта с Русфондом мы взяли паузу в полтора года. А потом провели еще один благотворительный запуск: собрали деньги для мальчика, нуждающегося в трансплантации костного мозга. Следующий марафон запланирован на весну будущего года. Усталость аудитории – у нас она растет, но активное ядро неизменно – это объективная причина, которая не позволяет частить.

С. Л.: А помощь кому-то нужна немедленно: стоит зайти в интернет – можно захлебнуться.

А. Ш.: Не понимаю, а что мешает эту помощь немедленно оказать? Несколько друзей взяли у меня телефон краснодарского бюро Русфонда, и я точно знаю, что они помогают больным детям постоянно. Для этого не нужен знак свыше, помогать возможно и без привязки к пафосным мероприятиям.

Кстати, именно интернет и соцсети я считаю идеальным пространством для продвижения благотворительности. Моя главная площадка – это не страницы журнала, а личный блог. Если я вижу в ленте просьбу о помощи, то после проверки перевожу средства. Затем пишу пост, призывая своих подписчиков сделать репост и перевести хотя бы 10 руб. С перепостов и пусть незначительных, но массовых пожертвований и начинается мода. Очень хотелось бы, чтобы она стала вирусной.

Фото из личного архива Анны Шереметьевой

Подпишитесь на канал Русфонда в Telegram — первыми узнавайте новости о тех, кому вы уже помогли, и о тех, кто нуждается в вашей помощи.

Оплатить
картой
Авто-
платежи
Оплатить
c PayPal
Телефон
Другое
Если вы хотите отправить пожертвование в валюте, воспользуйтесь, пожалуйста, сервисами PayPal или Stripe

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Если вы хотите отправить пожертвование в валюте, воспользуйтесь, пожалуйста, сервисами PayPal или Stripe

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Если вы хотите отправить пожертвование в валюте, воспользуйтесь, пожалуйста, сервисами PayPal или Stripe

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Отправить пожертвование можно со счета мобильного телефона оператора — «Мегафон», «Билайн» или МТС.
Для абонентов Tele2 услуга недоступна.

Введите номер своего телефона, а затем сумму пожертвования в форме внизу. После этого на ваш телефон будет отправлено СМС-сообщение с просьбой подтвердить платеж. Большое спасибо!


Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Скачайте мобильное приложение Русфонда:

App Store

Google Play

Другие способы

Банковский перевод Альфа•банк ЮMoney