В Казани ученики художественной школы украсили одно из помещений центра для детей с РАС
Этот проект победил в грантовом конкурсе компании «Татнефть». Его реализует руководитель бюро Русфонда в Татарстане Наталья Сперанская. В основу проекта легло собрание известного в Казани архитектора, художника и педагога Петра Тихоновича Сперанского (18901964), который занимался подробным изучением татарского орнамента и собрал два альбома с зарисовками.
Суть проекта такова: дети младшего возраста с РАС и ментальными нарушениями будут изучать танграмы – головоломки, состоящие из нескольких элементов на основе растительных узоров из альбомов Петра Сперанского. Дети постарше смогут раскрашивать орнаменты в специально изданных альбомах-раскрасках. Все это, по свидетельству специалистов, способствует развитию у детей с ментальными нарушениями навыков визуально-моторной координации, письма, мелкой моторики, концентрации внимания. Подростки и молодые взрослые смогут обучиться переносу узоров на ткань или кожу, что поможет им в освоении профессии.
В начале ноября Наталья Сперанская пришла в художественную школу №4 с лекцией о трудах Петра Сперанского в качестве руководителя проекта и внучки художника. Она рассказала о работе художника над изучением и собиранием татарского национального орнамента и тем самым вдохновила подростков на собственные свершения.
– Мы с нашим директором Ладой Выборновой и учениками подумали, что тоже могли бы помочь детям с РАС, украсив стены в центре, где они занимаются по проекту Натальи Сперанской, – говорит Элла Сысоева. – А вообще, наша школа уже не в первый раз принимает участие в благотворительных акциях совместно с татарским бюро Русфонда.
Около 20 детей в возрасте 1415 лет под руководством Эллы Сысоевой расписали и декорировали стены в одном из помещений центра «Новая планета». Кроме того, еще 35 человек рисовали картины с использованием национального орнамента, художественно его переосмыслив. Восемь работ было передано в дар центру.
– Если вдруг в центре будет ремонт и роспись придется убрать, наши картины останутся и смогут украсить стены, – отмечает Элла Сысоева.
По словам педагога, ученикам очень понравилось работать над созданием росписей:
– Ребята работали вдохновенно – им хотелось сделать красиво, чтобы было приятно смотреть, чтобы у зрителя было тепло на душе. Кроме того, важно, что они в процессе работы много узнали о татарском орнаменте.
Наталья Сперанская рассказала, что в помещении центра «Новая планета», где появилась роспись в виде национальных узоров, будут проходить занятия по проекту «Татарский орнамент в декоративно-прикладном творчестве для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими ментальными нарушениями».
Рисунки учеников детской художественной школы №4 в Казани. Фото предоставлены школой