Генеральный директор Национального РДКМ Анна Андрюшкина выступила на конгрессе «Право на здоровье» в Москве
Из речи Анны Андрюшкиной:
– Благотворительные фонды не подменяют государство – это важно понимать. Почему клиники сотрудничают с благотворительными фондами? Если бы помощь не была нужна, клиники бы к ним не обращались. Мощность клиник всегда выше, чем государственное финансирование, а потребность в медицинской помощи выше мощности клиник. Благотворительные фонды дополняют государство, помогают там, где государство по каким-то причинам не может взять проблему под свое финансирование.
Национальный РДКМ в прошлом году обеспечил треть трансплантаций от неродственных доноров, проведенных в России. Я считаю, это успех. Хотя сложностей очень много. В случае регистра речь не идет об адресном фандрайзинге в помощь конкретному человеку, по сути, мы собираем средства для здоровых людей, готовых вступить в регистр и однажды – в случае совпадения с реципиентом – спасти ему жизнь, поделившись своими клетками костного мозга.
Очень сложно собирать пожертвования на такой системный безадресный проект, как регистр доноров костного мозга. Тем не менее во всем мире самые успешные регистры – это НКО. Почему НКО? Они гибче, видят проблему и могут быстрее на нее среагировать, у них больше инструментов, чтобы оказать помощь, в сравнении с государственной системой, которая действует в определенных рамках и поэтому менее поворотлива.
Когда мы говорим о таких сервисных фондах, как Национальный РДКМ, возможны два варианта развития. Это либо рынок, которого пока нет, либо государственная помощь в строительстве регистра. В рамках благотворительных средств мы не развиваемся так, как могли бы. Сейчас мы привлекаем порядка 15 тыс. новых доноров в год, а можем привлекать 100 тыс. доноров ежегодно. Но генотипирование одного человека для включения в регистр стоит сегодня 14 600 руб., а в следующем году эта стоимость дойдет до 16 тыс. руб. Ведь для того, чтобы претендовать на государственное финансирование, нам нужно найти средства на лицензирование своей лаборатории и нести дополнительные расходы на реагенты. Мы идем на этот шаг, хотя данное требование к нам нелогично: во всем мире обратная тенденция – к снижению стоимости первичного типирования, чтобы донорская база росла быстрее.
Стране нужны сотни и сотни тысяч доноров. Без государственного финансирования этой отрасли не справиться. Бытует мнение, что вступление в государственный регистр бесплатно, но это не так. Реагенты для генотипирования, работа сотрудников госучреждений, задействованных в привлечении доноров в регистр, – все это также стоит денег. И если бы мы могли посмотреть полную смету всех расходов, то увидели бы, что они больше затрат благотворительного фонда.
Хочется, чтобы благотворительные фонды перестали воспринимать как что-то чужеродное в системе здравоохранения. Они – часть системы оказания медицинской помощи в нашей стране.
Фото: Катерина Монич/«Право на здоровье»
Публикация подготовлена с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.