16.09.2011
Отсчет – от отчета
Как правильно оценить пользу НКО?
Анна Орлова,
председатель правления Центра развития некоммерческих организаций
Через месяц заканчивается прием документов для участия в пятом всероссийском конкурсе годовых отчетов некоммерческих организаций «Точка отсчета». На первый взгляд, отчет – он и есть отчет, обязаловка, чем там конкурировать? Этот конкурс – мероприятие, важное лишь для профессионалов и волонтеров третьего сектора? Или оно представляет интерес для клиентов НКО, в частности, благотворителей и их реципиентов, то есть весьма значительной части общества? Об этом Анну ОРЛОВУ расспрашивает специальный корреспондент Русфонда Виктор КОСТЮКОВСКИЙ.
Конкурс «Точка отсчета» организован Общественной палатой России в партнерстве с ЦРНО (Санкт-Петербург), Форумом доноров и Агентством социальной информации (Москва) при поддержке Минюста и Минэкономразвития РФ. Отчеты НКО за 2010 год принимаются до 15 октября, жюри подведет итоги к середине ноября и определит победителей по девяти номинациям.
– Анна, речь идет о тех отчетах, которые НКО представляют налоговикам и в органы статистики?
– Нет, ни в коем случае. Имеются в виду публичные годовые отчеты НКО, делать которые никто формально не обязан. Это сугубо добровольное дело. Организация создает такой отчет, если считает нужным отчитаться перед своими клиентами – донорами, партнерами, наконец, перед обществом.
– Зачем, если никто такого отчета не требует? Ведь для его создания требуются и время, и деньги…
– Во-первых, это возможность показать свою работу и привлечь к ней внимание. Причем показать наглядно, красиво, используя западный опыт, где публичная отчетность так развита, что давно превратилась в одну из сторон жизни гражданского общества. Традиция публичных отчетов пришла из бизнес-среды: многие компании считают нужным показывать обществу свою социальную ответственность, свой вклад в развитие территорий, на которых они работают. Во-вторых, это очень хороший повод проанализировать свою деятельность, на что не хватает времени в текучке. Составляя такой отчет, поневоле задумаешься: что мы делаем? Насколько продвинулись за год в своей миссии? Что удалось, а что нет и почему? Как изменился круг клиентов и сфера деятельности? Таким образом, публичный отчет – это еще и инструмент управления некоммерческой организацией.
– Что должны показать в своих отчетах участники, какие стороны деятельности и какие качества своих НКО?
– Если очень коротко, организация должна показать, чем она занимается и чем она хороша. Какая от нее польза. Какая в ней необходимость у людей. Насколько она открыта и прозрачна. Насколько она ответственна. На что она живет. В общем, за годы проведения таких конкурсов уже выработана методики составления отчетов и их оценки. Оценки не организаций, заметьте, а именно отчетов.
– Может ли случится так, что организация средненькая, а отчет просто замечательный – и вот получает призовое место? Написать-то ведь можно что угодно.
– Это в самом деле важно. Мы говорим о конкурсе не организаций, а именно отчетов. Правда, по таким отчетам можно с большой степенью точности судить о самой НКО. Мы ведь не проверяем достоверность отчета, в этом смысле существует презумпция доверия. На конкурс принимаются только электронные и действительно публичные отчеты, то есть выложенные организациями на своих или родственных интернет-ресурсах. Особое внимание обращаем на доступность отчета в интернете, на то, чтобы его легко можно было найти и открыть, удобно посмотреть и прочитать. Нам представляется, что в таких условиях мало кто может решиться на написание «чего угодно», ведь отчет доступен клиентам, партнерам, властям. Да, всегда есть некий зазор между качеством отчета и качеством самой НКО. Но мы организациям не контролеры и тем более не аудиторы. Жюри, конечно, учитывает, что в отчете: самооценка или есть и отзывы клиентов – но это оценка не работы НКО, а лишь одного из ее инструментов. Согласитесь, важного инструмента: по нему общество оценивает организацию.
– Его качество неизбежно зависит от вложенных средств. Как конкурировать малым НКО с большими и богатыми?
– Их отчеты конкурируют в разных номинациях, по размерам бюджетов. Мало того, нынче мы ввели номинацию для НКО из малых городов и сел, где и деньги не те, что в больших городах, и кадры, да и интернет не тот.
– Насколько открыт и прозрачен конкурс, его итоги? Смотрите, он проводится в пятый раз, а кто, кроме третьего сектора, о нем знает?
– Действительно, каждый год члены жюри и организаторы комментировали итоги конкурса, но комментарии были доступны только в «секторной» прессе. В этом году мы привлекли в качестве информационного партнера РИА «Новости» и надеемся на более широкий резонанс. Может, и газета «Ъ» подключится? Дело-то именно общественное.
Положение о конкурсе (word, 76.5Kb)
Состав жюри (word, 32Kb)
Итоги конкурса 2009 (word, 43.5Kb)
Отсчет – от отчета
Как правильно оценить пользу НКО?
Анна Орлова,
председатель правления Центра развития некоммерческих организаций
Через месяц заканчивается прием документов для участия в пятом всероссийском конкурсе годовых отчетов некоммерческих организаций «Точка отсчета». На первый взгляд, отчет – он и есть отчет, обязаловка, чем там конкурировать? Этот конкурс – мероприятие, важное лишь для профессионалов и волонтеров третьего сектора? Или оно представляет интерес для клиентов НКО, в частности, благотворителей и их реципиентов, то есть весьма значительной части общества? Об этом Анну ОРЛОВУ расспрашивает специальный корреспондент Русфонда Виктор КОСТЮКОВСКИЙ.
Конкурс «Точка отсчета» организован Общественной палатой России в партнерстве с ЦРНО (Санкт-Петербург), Форумом доноров и Агентством социальной информации (Москва) при поддержке Минюста и Минэкономразвития РФ. Отчеты НКО за 2010 год принимаются до 15 октября, жюри подведет итоги к середине ноября и определит победителей по девяти номинациям.
– Анна, речь идет о тех отчетах, которые НКО представляют налоговикам и в органы статистики?
– Нет, ни в коем случае. Имеются в виду публичные годовые отчеты НКО, делать которые никто формально не обязан. Это сугубо добровольное дело. Организация создает такой отчет, если считает нужным отчитаться перед своими клиентами – донорами, партнерами, наконец, перед обществом.
– Зачем, если никто такого отчета не требует? Ведь для его создания требуются и время, и деньги…
– Во-первых, это возможность показать свою работу и привлечь к ней внимание. Причем показать наглядно, красиво, используя западный опыт, где публичная отчетность так развита, что давно превратилась в одну из сторон жизни гражданского общества. Традиция публичных отчетов пришла из бизнес-среды: многие компании считают нужным показывать обществу свою социальную ответственность, свой вклад в развитие территорий, на которых они работают. Во-вторых, это очень хороший повод проанализировать свою деятельность, на что не хватает времени в текучке. Составляя такой отчет, поневоле задумаешься: что мы делаем? Насколько продвинулись за год в своей миссии? Что удалось, а что нет и почему? Как изменился круг клиентов и сфера деятельности? Таким образом, публичный отчет – это еще и инструмент управления некоммерческой организацией.
– Что должны показать в своих отчетах участники, какие стороны деятельности и какие качества своих НКО?
– Если очень коротко, организация должна показать, чем она занимается и чем она хороша. Какая от нее польза. Какая в ней необходимость у людей. Насколько она открыта и прозрачна. Насколько она ответственна. На что она живет. В общем, за годы проведения таких конкурсов уже выработана методики составления отчетов и их оценки. Оценки не организаций, заметьте, а именно отчетов.
– Может ли случится так, что организация средненькая, а отчет просто замечательный – и вот получает призовое место? Написать-то ведь можно что угодно.
– Это в самом деле важно. Мы говорим о конкурсе не организаций, а именно отчетов. Правда, по таким отчетам можно с большой степенью точности судить о самой НКО. Мы ведь не проверяем достоверность отчета, в этом смысле существует презумпция доверия. На конкурс принимаются только электронные и действительно публичные отчеты, то есть выложенные организациями на своих или родственных интернет-ресурсах. Особое внимание обращаем на доступность отчета в интернете, на то, чтобы его легко можно было найти и открыть, удобно посмотреть и прочитать. Нам представляется, что в таких условиях мало кто может решиться на написание «чего угодно», ведь отчет доступен клиентам, партнерам, властям. Да, всегда есть некий зазор между качеством отчета и качеством самой НКО. Но мы организациям не контролеры и тем более не аудиторы. Жюри, конечно, учитывает, что в отчете: самооценка или есть и отзывы клиентов – но это оценка не работы НКО, а лишь одного из ее инструментов. Согласитесь, важного инструмента: по нему общество оценивает организацию.
– Его качество неизбежно зависит от вложенных средств. Как конкурировать малым НКО с большими и богатыми?
– Их отчеты конкурируют в разных номинациях, по размерам бюджетов. Мало того, нынче мы ввели номинацию для НКО из малых городов и сел, где и деньги не те, что в больших городах, и кадры, да и интернет не тот.
– Насколько открыт и прозрачен конкурс, его итоги? Смотрите, он проводится в пятый раз, а кто, кроме третьего сектора, о нем знает?
– Действительно, каждый год члены жюри и организаторы комментировали итоги конкурса, но комментарии были доступны только в «секторной» прессе. В этом году мы привлекли в качестве информационного партнера РИА «Новости» и надеемся на более широкий резонанс. Может, и газета «Ъ» подключится? Дело-то именно общественное.
Положение о конкурсе (word, 76.5Kb)
Состав жюри (word, 32Kb)
Итоги конкурса 2009 (word, 43.5Kb)