Яндекс.Метрика

Горы по колено

Волонтер из Тольятти организовывает туристические походы для людей с инвалидностью

Зухра Лушникова и Евгений Парамонов четвертый год возят в походы людей с инвалидностью
Уже 26 лет Русфонд помогает особенным детям: оплачивает дорогое лечение, операции, приобретает необходимое оборудование. Но не всегда получается вылечить ребенка – иногда инвалидность остается. Подопечные Русфонда вырастают и подают пример остальным – живут ярко и полноценно. Путешествуют, покоряют леса и горы. Колясочник в походе сегодня – это не мечта, а реальность. Из года в год инклюзивный туризм в России набирает обороты. Например, волонтер из Тольятти Зухра Лушникова возит в туристические походы в Крым и на Урал людей с разными формами инвалидности. Зухра рассказала нам о том, как проходят такие поездки.

Волонтерство – часть жизни

Зухре Лушниковой из Тольятти 29 лет. Летом ее практически невозможно поймать для встречи в городе. Эти три месяца, как в песне Олега Митяева «Лето – это маленькая жизнь», наполнены у Зухры поездками и приключениями. Девушка только и успевает перебираться из одного палаточного лагеря в другой. Только что вернулась с Урала и уже активно готовится к поездке в Крым. Отправится она туда не одна, а с имеющими разные формы инвалидности ребятами из Тольятти и Самары.

– Мы поедем небольшим составом, нас будет семь человек, – рассказывает Зухра. – Будут ребята с ДЦП, аутизмом, а также парень с тяжелыми последствиями ДТП.

В инклюзивные туристические путешествия девушка ездит уже четвертый год. Сегодня не представляет своей жизни без этих поездок. Началось все с волонтерства в подростковом возрасте.

– Я училась в колледже. Нас попросили помочь одинокой бабушке – навести порядок в ее квартире. Я помню, как убиралась, а в руки попадали черно-белые фотографии из ее молодости, – вспоминает девушка. – Бабушка была из хорошей семьи, работала учителем. История ее жизни и такой грустный итог в старости произвели на меня огромное впечатление. С тех пор добровольчество стало частью моей жизни.

В 19 лет Зухра вышла замуж, родила сына, окончила колледж и поступила в институт – учиться на социального педагога.

– В 22 я развелась – это был сложный период моей жизни, волонтерство мне тогда очень помогло, – делится Зухра. – Я открыла частный детский сад и на его базе по субботам помогала приемным семьям: приглашала волонтеров, мы проводили четырехчасовые мастер-классы для детей из этих семей, давали возможность мамам посвятить время себе.

Бизнес у девушки развивался хорошо, социальная деятельность тоже. Было много разных проектов.

– Мы помогали приемным семьям и другим нуждающимся. Совместно с благотворительной общественной организацией «Пища жизни» организовывали раздачу бесплатных горячих обедов, – вспоминает Зухра. – У нас был инклюзивный центр эффективного развития «Мир без границ», которым я руководила. Днем он работал как частный сад, а вечером мы вели социальную деятельность.

Больше внимания девушка уделяла добровольчеству, бизнес запустила, и от него пришлось отказаться.

– Пришлось закрыть детский сад, а потом и наш центр, так как нечем было платить за аренду, – объясняет Зухра.

И она продолжила свой волонтерский путь. На одном из проектов познакомилась с таким же активным, как и она сама, парнем, Евгением Парамоновым.

– Мы нашли друг друга, стали встречаться. Зная, что Женя любит туризм, я предложила поехать в поход, который организовывал Инклюзивный ресурсный центр в Самаре, – рассказывает Зухра. – Это был первый опыт для этой организации и для нас. Поехали в поселок Власть Труда. Там на оборудованном поле разместили свои палатки и отдельную большую – для колясочников. Конечно, были промахи: например, мы тогда закупили слишком много продуктов, которые в итоге пропали. Но на ошибках учатся, уже в следующей поездке все недочеты мы учли и исправили. С тех пор я отвечаю за еду и кухню.

Еда объединяет

Дальше были поездки в национальный парк «Самарская Лука», Царев курган, Мастрюковские озера – природные достояния Самарской области. Потом Зухра и Евгений отправились на Байкал, а после этого от руководства Инклюзивного ресурсного центра получили задание отвезти на Урал группу из 20 человек.

– На вокзале нам вручили папку с документами, и мы поехали на поезде в национальный парк «Таганай» (Челябинская область). У нас были огромные сумки с инвентарем, три инвалида-колясочника, а на станции прибытия остановка ровно две минуты, – смеясь, рассказывает Зухра. – До сих пор не пойму, как мы успели выгрузиться. Это была одна из самых ярких поездок, группа набралась очень дружная. В походе даже образовалась пара, сейчас ребята поженились.

После этого путешествия в горы Зухра поняла, что хочет регулярно возить в походы людей с инвалидностью. Признается, что именно в таких экстремальных условиях можно раскрыться самому и увидеть, как раскрываются другие.

– С нами ездят люди как с врожденной, так и с приобретенной инвалидностью. Они делятся своими переживаниями, обмениваются опытом, находят ответы на важные для себя вопросы, восстанавливаются, перезагружаются. Все возвращаются домой другими, – говорит Зухра. – Каждый из ребят хотя бы раз дежурит на кухне, где я нахожусь постоянно. Поэтому я успеваю лично пообщаться со всеми. После наших разговоров, наблюдая за тем, как проходят ужины у костра, я пришла к выводу, что еда всегда объединяет. Совместные завтраки, обеды и ужины – это тоже ресурс, который помогает людям сплотиться.

Сами ставят палатку и рубят дрова

Зухра рассказывает, что в поездках действует правило, что все работают в лагере на равных. Это касается и ее сына Тимура, который в свои десять лет, как сын полка, не пропускает почти ни одного путешествия.

Собираются колясочники, инвалиды по зрению и люди с другими особенностями. Диагноз значения не имеет: тот, кто приехал, должен сам поставить палатку, развести огонь и нарубить дрова.

– Они сначала ничего не могут и смотрят с непониманием на колышки, пытаются разобраться, что с ними делать, как ставить палатку, а потом сами собирают, – говорит девушка. – К нам приезжали незрячие из Екатеринбурга и сами собрали большую палатку на десять мест. В ней четыре комнаты и большой тамбур. Тут зрячий не с первого раза разберется, а они справились.

Зухра признается, что наблюдать, как человек с ДЦП в первый раз берет в руки топор, страшновато. Но в полевых условиях участники похода всему учатся быстро. Евгений проводит индивидуальные мастер-классы по разжиганию костра, показывает, как надо рубить дрова. Поэтому к концу поездки все становятся опытными туристами.

– Ребята в электроколясках за водой ходят эффективнее здоровых, – улыбаясь добавляет Зухра. – У нас в команде есть парень Игорь, он попал в ДТП, получил тяжелую черепно-мозговую травму. Во время первой поездки он даже не мог поставить на стол тарелку горячего супа. А в прошлом году я наблюдала, как на дежурстве он ловко снимал кипящий котелок с костра.

Вот ради чего Зухра возит людей с инвалидностью в походы.

– На дежурстве выясняется, что многие не умеют резать лук и держать терку, – рассказывает она. – Большинство родителей, к сожалению, так оберегают своих особых детей, что те, когда вырастают, не могут даже приготовить себе еду. А в походе они учатся этому. Был с нами активный парень Алексей из Питера без обеих кистей рук. Очень хотел помочь мне на кухне. Я дала ему морковку и терку. И он сел в скрюченной позе, зажал терку, морковку и натер ее. Сам удивился, что у него получилось.

Экомиссия

Ребята ездят в походы не только за новыми впечатлениями. В каждой поездке есть своя экомиссия. Например, уборка леса от мусора. Эту работу тоже выполняют абсолютно все.

– Мы обычно разбиваем людей на группы, чтобы они могли помогать друг другу. Но случаются и казусы. Однажды мы пошли убирать лес, и я вижу, что образовалась группа из двух незрячих и одного колясочника, – вспоминает Зухра. – Он их сопровождает и говорит, где мусор, а они убирают. Никто не жалуется, наоборот, все хотят быть полезными.

В каждой поездке есть свой маршрут и программа: мероприятия разной сложности, рассчитанные на особенности и возможности всех участников, – все продумывается так, чтобы каждому было интересно. На Урале – обязательно поход в горы.

– В первый раз в «Таганай» с нами ездил Максим Личардин с диагнозом ДЦП, ему 44 года. У него несколько высших образований, работает в офисе. Наша группа отправилась в поход в горы, – говорит Зухра. – Максим решил идти с нами, я была сопровождающей. Он шел медленнее всех, но ни разу не пожаловался и категорически отказывался возвращаться. Он взбирался по камням, шел по узким тропам, падал, сам вставал и запрещал ему помогать. Я видела, как ему тяжело, но он добрался до конца со всеми. На меня он произвел огромное впечатление. И теперь каждый раз, когда у сына что-то не получается, мы подходим к Максиму и спрашиваем, как бы он поступил. Максим всегда отвечает, что плакал бы, но продолжал бы делать, пока не получится.

Поездки меняют жизнь

Были также у ребят поездки от Инклюзивного ресурсного центра в Калининград и на Кавказ. Все они проводились за счет грантовых средств. Когда деньги закончились, маршруты ограничились Самарской областью. Зухре и Евгению этого уже было недостаточно.

– Раньше мы не знали, что инклюзивный туризм так активно развивается, – рассказывает Зухра. – В прошлом году ребята из некоммерческой организации «Белая трость» пригласили нас в Крым на Молодежный экологический волонтерский инклюзивный лагерь (МЭВИЛ). Денег у нас не было, доехали автостопом до Воронежа. Оттуда еще с одной участницей добрались до места. Там было 30 человек, 20 из них инвалиды по зрению. Мы были их руками, глазами и ногами. Получили отличный опыт проведения палаточных лагерей. Узнали много нового от них и поделились своими наработками.

В этом году ребят снова позвали на МЭВИЛ. Зухра и Евгений впервые отправятся в Крым не просто как волонтеры, а как организаторы, пусть с небольшой, но своей группой ребят из семи человек.

– В этом году МЭВИЛ мы разбавим самарцами и тольяттинцами. В Севастополе будет проходить IV Всероссийская летняя спартакиада инвалидов, в которой мы тоже примем участие, – делится планами Зухра. – Так как это первая наша с Женей поездка в качестве организаторов, в группу мы взяли тех, кто уже ходил с нами в походы и сможет осилить непростой маршрут.

Никаких привилегий или специальных условий для людей с инвалидностью не предполагается. Добираться будут на двух машинах, по пути остановятся в Пензе, где заглянут в гости в «Квартал Луи» – центр сопровождаемого проживания. Дальше – Краснодар, экскурсия и знакомство с местной благотворительной организацией. Потом –Крым, экскурсии и участие в спартакиаде. По пути – остановки у знакомых и ночевки в палатках.

– Мы делаем первые шаги к тому, чтобы самостоятельно устраивать регулярные туристические выезды. Пока лишь как инициативная группа, – объясняет Зухра. – Любая поездка упирается в бюджет. Даже минимальные расходы на транспорт, бензин и еду нужно где-то находить. Что-то оплачивают спонсоры, но суммы они выделяют небольшие, их не хватает на аренду микроавтобуса, который позволил бы вместить больше людей. Надеемся, что в следующем году все же удастся найти финансирование и увеличить число участников, потому что желающих поехать с нами действительно много. Для людей с инвалидностью эти поездки очень важны. Эти путешествия открывают ребятам новые возможности и меняют жизнь.

Фото из личного архива Зухры Лушниковой

Зухра отвечает за продукты. Постоянно дежурит на кухне и за смену успевает близко узнать каждого участника похода

Совместные завтраки, обеды и ужины – это ресурс, который помогает людям сплотиться

Группа во время поездки на Байкал

У всех участников поездок есть важная экомиссия

Оплатить
    Оплатить
    c PayPal
    QR и другое
    Для пожертвования с карты зарубежного банка воспользуйтесь, пожалуйста, сервисами PayPal, Stripe или формой на сайте фонда-партнера в Казахстане rusfond.kz
    Только благодаря вашей помощи мы помогаем лечить детей. Фонду нужны и средства для развития — чтобы расширять спектр диагнозов, с которыми работаем, поддерживать новые методы лечения, распространять медицинские знания. Любое ваше пожертвование поможет нам лучше, полнее, быстрее выполнять наши задачи.

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Отписаться от пожертвования можно здесь

Введите сумму пожертвования в форме выше. После этого введите номер телефона в открывшемся окне виджета оплаты. На ваш телефон будет отправлено СМС-сообщение с просьбой подтвердить платеж. Cпасибо!

Отправить пожертвование можно со счета мобильного телефона оператора — «Мегафон», «Билайн» или МТС.

Дорогие друзья, абоненты Tele2!
    Будьте внимательны!

От имени Русфонда (и без нашего на то согласия!) оператор поднял минимум пожертвований с привычного 1 руб. до 75 руб. а комиссию – 8% плюс 10 руб., которую оплачиваете вы при совершении платежа в пользу оператора.
    Предлагаем вам альтернативу: жертвуйте по cистеме быстрых платежей (СБП). Комиссия – 0,4%, платит Русфонд. Или с помощью QR-кода. Подробнее здесь.

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течении четырех банковских дней.