Программы КСО в малом и среднем бизнесе не развиваются
Участники конференции от Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) отметили, что программы КСО практически не развиваются в малом и среднем бизнесе и государственная политика в этой области оставляет желать лучшего. «Причем тут государство и КСО? Ведь КСО – это корпоративные вопросы, скажете вы – и будете правы, – заявил Алексей Костин, член РСПП, исполнительный директор НП "КСО – Русский центр". – Но в большинстве ведущих стран мира есть стратегии стимулирования и поощрения программ корпоративной социальной ответственности. Государство не занимается КСО, но дает преференции тем, кто это делает». Если крупный бизнес благодаря программам КСО получает конкурентные преимущества на мировом рынке и привлекает стратегических инвесторов, то небольшие компании должно стимулировать государство, считает Костин.
Елена Феоктистова, управляющий директор РСПП по корпоративной ответственности, устойчивому развитию и социальному предпринимательству, назвала «удручающей» ситуацию в регионах. По ее мнению, проблема – в неповоротливости и ненадежности местных госструктур. «Есть прекрасные, блестящие социальные практики, которые годами работают в регионе. А потом меняется команда: приходит новый губернатор или глава регионального правительства. И все начинается с чистого листа, и снова надо доказывать, что ты не верблюд, а то, что ты делаешь, действительно нужно и полезно», – так Феоктистова описала методы государственного регулирования на местах.
В свою очередь, Татьяна Евлампиева, замначальника отдела некоммерческого сектора экономики в Минэкономразвития, напомнила, что ее ведомство внесло в правительство проект Концепции содействия развитию благотворительной деятельности в России. Концепция, кстати, не обновлялась уже десять лет, с 2009 года. Проект предусматривает, помимо прочего, налоговые стимулы для участия граждан и коммерческих организаций в благотворительной деятельности. Например, дополнительные налоговые льготы предлагается ввести для тех, кто жертвует средства на благотворительность (правда, какие именно льготы, в документе не уточняется). Зато довольно четко прописано положение, согласно которому люди, получившие средства от благотворительной организации в области науки, образования или культуры, не должны будут платить с этих денег налог на доходы физических лиц.
Евлампиева добавила, что в Минэкономразвития очень ждут принятия закона «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание госуслуг в социальной сфере», разработанного Минфином. Сейчас документ рассмотрен во втором чтении, и заседания все время переносятся. По словам Евлампиевой, когда закон будет принят, от оказания услуг на базе госучреждений можно будет перейти к рынку, где будут конкурировать любые поставщики услуг, и в первую очередь – социально ориентированные НКО.
Оксана Пашина,
корреспондент Русфонда