24.10.2014
Русфонд.Рейтинг
Русфонд создал первый рейтинг частной благотворительности в регионах России
Марина Аларичева,
директор аналитического центра Русфонда
Русфонд.Рейтинг – наш новый проект, его цель – собрать и сделать доступной для всех, кто интересуется частной благотворительностью в России, информацию о положении дел в регионах. С помощью исследовательской компании «Бизнес Аналитика» мы измерили степень участия в благотворительности горожан 54 крупнейших регионов РФ и на основе этого исследования сформировали первый российский рейтинг благотворительности. Мы благодарим CAF-Россия и его руководителя Марию Черток за экспертную помощь в создании методологии Русфонд.Рейтинга.
В последние годы благотворительность интенсивно развивается в регионах. Вот что исполнительный секретарь Форума доноров Наталья Каминарская говорит о трендах в благотворительности: «Само развитие благотворительности в регионах – это и есть тренд номер один. Второй – ее профессионализация, структуризация, появление инфраструктурных организаций – сильных, не зависящих от международной помощи, существующих при поддержке государства и российского бизнеса. Третий – благотворительность в регионах развивается безденежная, то есть основанная на личном участии, волонтерстве».
Нам представляется, что еще нет показателей, по которым можно было бы сравнивать ситуации с благотворительностью в Москве и других регионах. Мы решили сделать возможным такое сравнение по примеру Мирового рейтинга благотворительности от Британского фонда поддержки развития филантропии (CAF). Многим известно, что такое рейтинг CAF, мы уже публиковали интервью с его автором «Моя мечта – счастливое общество», Ричард Харрисон, «Коммерсантъ» от 26 октября 2012).
Ежегодная публикация рейтинга CAF вызывает в РФ бурное обсуждение проблем отечественной благотворительности. Мы изменили вопросы Мирового рейтинга на основе мнений ведущих российских экспертов благотворительности, общественных деятелей, политиков, бизнес-лидеров. Компания «Бизнес Аналитика» по заказу Русфонда опросила городское население 54 крупнейших регионов страны по репрезентативной выборке. В результате получилось, что самой популярной и одинаково распространенной во всех регионах стала помощь незнакомым людям – ее оказывали за последний год от 62% до 85% россиян (средний показатель по регионам 73%). Самый распространенный вид помощи: милостыня (в руки просящего, на улице) – 73,4%; на втором месте помощь вещами – 54,6%; еду нуждающимся покупали 19,5% респондентов.
Денежные пожертвования на благотворительные цели совершили за год 46% респондентов. Регионы существенно различаются по количеству жертвователей (от 30% до 62%). В еще большей степени регионы отличаются по уровню волонтерской помощи: от 18% до 54% (при среднем показателе 34%). При этом среди субъектов РФ лидируют отнюдь не столицы.
Лидеры Русфонд.Рейтинга
В ТОП-5 рейтинга вошли Дагестан, Саратовская область, Башкортостан, Краснодарский край, Оренбургская область.
Полученные данные позволили также составить три дополнительных индекса: рейтинг в пересчете на абсолютные цифры (по статистике городского населения в регионах), рейтинг регионов по пожертвованиям только в благотворительные фонды, рейтинг регионов по числу постоянных доноров (жертвуют раз в месяц и чаще).
Привычные к лидерству Москва, Санкт-Петербург и Московская область ведущими списка выступают только в одном случае: когда мы пересчитываем процентные показатели в абсолютные цифры. Так называемыми абсолютными лидерами, то есть оказавшимися в первой десятке и по процентному, и по душевому показателям являются Краснодарский край, Нижегородская область, Татарстан и Башкортостан.
Наше исследование подтверждает, что в России много неравнодушных и милосердных людей. Но наш путь к сознательной, «цивилизованной» личной благотворительности только начинается. Так, за последний год милостыню подавали 73,4% россиян, 46% делали денежные пожертвования, 23% делали пожертвования в благотворительные фонды, 7,9% перечисляли деньги раз в месяц и чаще. В нашем рейтинге по пожертвованиям в благотворительные фонды первое место у Тамбовской области (66,6%). При этом 81,8% респондентов Тамбовской области затруднились назвать хоть какой-то благотворительный фонд. Следующим этапом дискуссии, жертвовать в фонд или напрямую, становится вопрос знания фондов и выбора «своего» фонда.
Как составляли рейтинг
Наш рейтинг мы построили на тех же трех основных показателях, что и Мировой: участие респондентов в денежной благотворительности, помощи делом, помощи незнакомым нуждающимся людям. Вот наши вопросы.
Первый показатель: Денежная благотворительность.
– Делали ли вы денежные пожертвования на благотворительные цели за последние 12 месяцев?
Второй показатель: Пожертвование делом.
– Участвовали ли вы в волонтерской работе в последние 12 месяцев? Если да, то скажите, какую именно бесплатную помощь вы оказывали за последний год: предоставляли свои профессиональные услуги благотворительному фонду (юридические консультации, перевод на другие языки, другое)? Помогали в организации и проведении мероприятий благотворительного фонда (сбор денег/вещей; участие в мероприятиях фонда: мастер-класс/ ведущий концерта/артист/другое)? Помогали в организации и проведении мероприятий в детдоме, больнице, доме престарелых (пример: устраивали развлекательный утренник)? Помогали одиноким пожилым людям, ветеранам по хозяйству? Участвовали в ликвидации последствий стихийных бедствий (помощь в разборе завалов после наводнений, ураганов, в восстановлении жилья пострадавшим)? Ухаживали за больными на дому, в клиниках, хосписах, домах престарелых, домах инвалидов, детдомах? Сдавали кровь? Работали в приютах для животных?
Третий показатель: Бескорыстная адресная помощь незнакомым людям.
– Помогали ли вы незнакомым нуждающимся людям в последние 12 месяцев? Если да, то какую именно помощь оказывали: подавали милостыню? Покупали еду? Помогали вещами?
Как подсчитан рейтинг. Мы подсчитали сумму положительных ответов на каждый из вопросов (во втором и третьем показателях за единицу считается, если назван один и более предложенных вариантов). Показатель Русфонд.Рейтинга вычислен средним арифметическим.
Компания-исполнитель. Компания «Бизнес Аналитика» – один из наиболее активных исследователей регионов России (Профессиональный рейтинг исследовательских компаний, Ассоциация региональных исследовательских центров, 2013 год). Основана в 1992 году, проводит маркетинговые и социологические исследования в России и на постсоветском пространстве по заказам крупнейших российских и международных производителей товаров и услуг.
Методология, география и время опроса. Телефонный опрос городского населения по квотированной выборке проводился в 54 крупнейших регионах РФ, городское население которых составляет 91.3% от всего городского населения страны (в 597 городах). Общий размер выборки – 16 449 респондентов. Опрос проведен в марте–апреле 2014 года.
Результаты исследования
– В среднем каждый второй горожанин России участвовал в благотворительной деятельности.
– Половина денежных пожертвований приходится на благотворительные фонды (49,4%). 21,4% жертвователей передавали деньги людям, организующим сбор (знакомые, соседи), и еще 19,9% отправили пожертвования нуждающимся на их личный счет. При этом 15,6% благотворителей затруднились назвать, кто был получателем.
– Несмотря на то, что половина благотворителей жертвует в фонды, вспомнить название конкретного фонда оказалось затруднительно: 7,5% вспомнили фонд «Подари жизнь», 4,1% назвали фонд «Добро» и 2.4% упомянули Русфонд. Мы знаем, что акцию Русфонда и «Первого канала» большинство россиян называют акцией «Добро 5541», поэтому предполагаем, что респонденты тут имели в виду именно нашу акцию. В РФ зарегистрировано более девяти тысяч благотворительных фондов, а всего респондентами было названо 128 фондов. 7% респондентов указали просто: «Фонд помощи детям».
– 7,9% россиян являются регулярными жертвователями. В разных регионах этот показатель варьируется от 2 до 13%.
– Самая распространенная цель денежных пожертвований – помощь тяжелобольным детям (60%).
– Основным методом перечисления денег является отправка SMS на короткие номера.
– Респонденты по всей стране единодушны в вопросе об использовании их пожертвований в других регионах – в среднем 84% жертвователей согласны. И только 6% против.
– Большинство учащихся и работающих респондентов считают, что их организации не помогают участникам благотворительной деятельности. В среднем 16,7% работающих респондентов отмечают, что их организации помогают организовать благотворительность, а 13% признают – их организации еще и помогают сотрудникам перечислять пожертвования. Причем в частных компаниях эти показатели 12% и 10% соответственно, а на госслужбе – 22,4% и 18,9%. Самые «участливые» организации – в Курской и Нижегородской областях, в Дагестане и Башкортостане (25-27%). В наименьшей степени организации помогают благотворительности сотрудников в Санкт-Петербурге (11% и 4%).
Русфонд.Рейтинг → rusfond.ru/rating |