Вторичный дефект
Институт коррекционной педагогики хочет в прошлое

Иллюстрация Юлии Замжицкой
Доклад на конференции, которую организовал и провел сочинский университет «Сириус», представила директор ИКП Татьяна Соловьева. По ее мнению, решение о внедрении инклюзивной модели в 2012 году было преждевременным и не соответствующим «традиционным российским ценностям». В качестве одной из главных проблем детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в России в докладе упоминается тлетворное влияние Конвенции ООН о правах инвалидов – международного соглашения, которое, как полагают авторы, мешает формированию «национально ориентированной» образовательной политики.
ИКП считает правильным существенно расширить полномочия психолого-медико-педагогических комиссий, предоставив им право предписывать, а не рекомендовать форму обучения и конкретную школу. Предлагается ограничить участие НКО в образовательных проектах, а родительские инициативы в этой сфере контролировать и регулировать. Что легко может привести к фактическому запрету таких инициатив.
В докладе приводятся цифры, и они впечатляют своим масштабом: в России более 1,28 млн детей с ОВЗ, и почти 60% из них обучаются в инклюзивных классах. Но, отмечают эксперты, за статистикой скрывается отсутствие анализа. Документ, по словам представителей НКО, представляет собой «смесь разрозненных данных с личным мнением». В нем отсутствует научная аргументация, а предлагаемые меры прямо противоречат действующему законодательству. В частности, закону об образовании, который гарантирует право выбора родителями образовательной модели для ребенка, и закону об НКО, который позволяет некоммерческим организациям работать в сфере образования.
Реакция не заставила себя ждать. Всероссийская организация родителей детей-инвалидов (ВОРДИ) направила петицию председателю правительства, уполномоченному по правам ребенка, министру просвещения и другим чиновникам с призывом остановить откат к сегрегации по признаку состояния здоровья. Петиция требует провести независимую научную экспертизу доклада с участием родителей и специалистов из профильных НКО. Ее сразу же подписали лидеры родительских общественных организаций, работающих в сфере инклюзии. На сегодня под ней уже более 13 тыс. подписей.
– Мы знаем, что подобные идеи транслируются не первый год, – говорит руководитель ВОРДИ Елена Клочко. – Но раньше они звучали кулуарно. Теперь же фактически носители этих идей пытаются вернуть нас к такой модели образования, которая противоречит не только логике развития общества, но и здравому смыслу. Инклюзия не блажь, не мода и не давление Запада. Это право ребенка с инвалидностью быть в обществе, а не рядом с ним.
Интересно, что в своем докладе Татьяна Соловьева неоднократно ссылалась на традиции советской дефектологической школы и Льва Семеновича Выготского, основателя ИКП и основоположника теории аномального развития. И здесь кроется ироничная часть происходящего.
Лев Выготский – психолог, чьи идеи положены в основу современных инклюзивных подходов по всему миру, – считал, что развитие ребенка невозможно без включенности в социальную среду. Он различал первичный дефект, например, нарушение слуха, и вторичный, который возникает в результате изоляции. Педагог, считал Выготский, должен минимизировать именно этот вторичный дефект, помогая ребенку развивать сильные стороны и не зацикливаясь на слабостях.
«Возможно, что недалеко то время, когда педагогика будет стыдиться самого понятия дефективный ребенок как указания на какой-то неустранимый недостаток его природы. Говорящий глухой, трудящийся слепой – участники общей жизни во всей ее полноте – не будут сами ощущать своей неполноценности и не дадут для этого повода другим», – писал Выготский в 1925 году, когда идея сегрегации по состоянию здоровья еще считалась гуманной. Вряд ли сегодня можно считать ее «традиционной ценностью».
P.S. Пока готовился материал, с комментарием в СМИ выступила директор департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения РФ Лариса Фальковская. Она заявила, что доклад ИКП с министерством согласован не был. По ее словам, вариативность форм и форматов образования предполагается сохранить, а экспертное сообщество поддерживает совместное обучение нормотипичных детей со сверстниками с инвалидностью как один из вариантов организации образования. Чиновница пообещала, что Минпросвещения сохранит право родителей самим выбирать формат обучения для своего ребенка с ОВЗ.