• Скачайте приложение Русфонда
  • Для Android и iPhone
  • Помочь так же просто, как позвонить
Жизнь. Продолжение следует
26.05.2017
Жизнь оставляет <br/>шрамы тем, <br/>кто думает о ней
Жизнь оставляет
шрамы тем,
кто думает о ней
Жизнь. Продолжение следует
12.05.2017
О косолапости, <br/>материнском <br/>инстинкте и красоте
О косолапости,
материнском
инстинкте и красоте
Яндекс.Метрика
За 20 лет 9,776 млрд руб. В 2017 году — 705 917 347 руб.
1.02.2013

Сиротский пакт

Смогут ли благотворители договориться с чиновниками?



Лев Амбиндер,
руководитель Российского фонда помощи (Русфонда),
член Совета при Президенте РФ по развитию институтов гражданского общества и правам человека

Перефразируем Киплинга: бюрократия есть бюрократия, общество есть общество, и вместе им не сойтись. Однако драма, которая с появлением АНТИсиротского закона разыгрывается вокруг больных обитателей детдомов, могла бы объединить чиновничество и благотворительные фонды. Хотя бы на время. Если закон запретил усыновление сирот в США, где эти дети получили бы медицинскую помощь, недоступную в России, то кто и что мешает чиновникам и филантропам организовать такое лечение в Европе и Америке, в том числе и за благотворительный счет? Появившийся 28 декабря вслед за законом ЗАсиротский президентский указ №1688 дает такой шанс. Используем ли мы его?

Русфонд в эти дни готовит подробный отчет за 2012 год для читателей, телезрителей и для Минюста РФ, в ближайшее время мы опубликуем его на rusfond.ru, а пока вот показатель на тему: собрав за 2012 год 920 млн руб. и оплатив лечение в России, в Европе и США 1237 нашим детям, мы помогли семерым сиротам. Это ребятишки из Томской, Воронежской, Белгородской областей, Алтайского и Краснодарского краев, Москвы и Башкирии. Диагнозы самые обычные: порок сердца, поражение нервной системы, артрит, близорукость, несовершенный остеогенез, сколиоз.

То есть дети-сироты страдают теми же болезнями, что дети семейные? Все то же, да не все. Сирот, повторяю, в нашем списке всего семеро. Но мы знаем, что доля больных среди них куда больше – многих оттого и бросают, что больны. Мне могут возразить: значит, за сиротами лучший догляд, для них всегда открыта госказна, их лечат хоть в российских клиниках, хоть в зарубежных. Но тут и спорить не о чем. Кто в теме, отлично знает: все ровно наоборот – в детдомах, интернатах, в домах ребенка и догляд (то есть диагностика болезней), и госбюджеты (то есть возможности для спасения) пожиже и поплоше. Министр здравоохранения Вероника Скворцова не скрывает, что бюджет ее ведомства верстается с дефицитом. Несложно представить, как финансируется медицина для закрытых от общества детей-сирот.

За время дебатов вокруг злополучного закона каких только страхов мы с вами не наслушались. Лично для меня новой жутью стало разве что вот это: сирот объявляют больными и инвалидами для того, чтобы ловко было потом продать американцам…

Так вот, Русфонд планирует в 2013 году собрать до 1 млрд руб. пожертвований и готов до 500 млн руб. потратить на оплату медпомощи детям-сиротам, в том числе и на лечение в клиниках Европы и США. Уверен, нас поддержат читатели, телезрители и другие благотворительные фонды. Однако всем нам не хватает информации о больных сиротах. Ее попросту нет. Не обнародуется даже статистика заболеваний среди этих детей. Сиротские дома неприступны для общества, такова практика.

Обращения директоров детдомов за помощью в фонды возможны только с разрешения высоких чиновников в регионах и опекунских министерств: Минздрава, Минобра, Минтруда. Иногда мне кажется, что системной статистики о больных сиротах вовсе не существует, и именно в этом причина чиновных отказов.

У меня нет иллюзий. Для чиновника главное спущенные сверху инструкции и бюджет. Бюджет и есть его закон, за его исполнение и спрос. Бюджет здравоохранения у нас все последние десятилетия дефицитен. И если человеку, тем более сироте, не повезло вписаться со своей бедой в бюджет, это его проблема, а не чиновника. 12 лет я стучусь в двери Минздрава. Если раньше нам отказывали, с порога утверждая, что дети ни в чем не нуждаются и «Русфонд незаконно вмешивается в дела министерства», то новая команда Минздрава декларирует готовность к переговорам. В ноябре я опубликовал обращение Русфонда к министру Скворцовой («Кто платит за все», «Ъ», 2 ноября 2012 года) с предложением помощи благотворителей. Не прошло и месяца, как нас принял пресс-секретарь министра Олег Салагай. Олег Олегович пообещал «через неделю подготовить встречные предложения МЗ и созвониться». Прошло два месяца – никаких предложений ни в Русфонд, ни в «Ъ» не поступило. Разумеется, мы ждем. Но если вы разглядите разницу между прежним и новым подходами – дайте знать. Может, и у меня получится.

Однако есть же теперь президентский указ №1688, а в нем прямое указание Правительству РФ о «совершенствовании оказания детям-сиротам медицинской помощи» и прямая рекомендация Госдуме «доработать в приоритетном порядке проекты законов “Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот”». Изучив указ №1688, Русфонд отправил письма-обращения в Минздрав, Минобр и Минтруд с предложением сотрудничества (подробности на rusfond.ru). Мы считаем, что сейчас как раз тот случай, когда чиновники и благотворители могут заключить Сиротский Пакт и помогать друг другу, спасая этих детей в буквальном смысле всем миром.

Минздрав, меж тем, уже действует, он нарабатывает для правительства проект за проектом. Определен уже и «Порядок организации оказания медпомощи детям-сиротам». В нем 15 пунктов, в том числе про то, что помощь сиротам должны оказывать врачи-специалисты (а сейчас кто?!), что при возникновении боли лечить сироту следует «с применением обезболивающих» (а сейчас как?!). Ну, держись, Америка, при таком «Порядке» мы быстро всех сирот излечим-исцелим.

Только одного пункта нет в этом «Порядке». Нет ответа на вопрос: что делать директору детдома, главврачу клиники в случаях, когда сирота болен, вылечить можно, а денег в казне нет?

Для справки

Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1688
«О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»


Проект постановления Правительства Российской Федерации от 24 января 2013 г.
«О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей»


Проект приказа Минздрава России от 24 января 2013 г.
«Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей»


Приложение


Порядок
организации оказания медицинской помощи детям-сиротам
и детям, оставшимся без попечения родителей
  1. Настоящий Порядок устанавливает правила организации оказания медицинской помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (далее - пациенты).
  2. Медицинская помощь пациентам оказывается в виде:
    первичной медико-санитарной помощи;
    скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи;
    специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;
    паллиативной медицинской помощи.
  3. Медицинская помощь пациентам может оказываться в следующих условиях:
    вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);
    амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);
    в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);
    стационарно (в условиях, предусматривающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
  4. Первичная медико-санитарная помощь предусматривает:
    первичную доврачебную медико-санитарную помощь;
    первичную врачебную медико-санитарную помощь;
    первичную специализированную медико-санитарную помощь.
    Первичная медико-санитарная помощь пациентам оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
    Первичная доврачебная медико-санитарная помощь пациентам оказывается медицинскими работниками со средним медицинским образованием.
    Первичная врачебная медико-санитарная помощь пациентам оказывается врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-педиатрами.
    Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами.
  5. При подозрении или выявлении у пациента заболевания, не требующего стационарного лечения, врач при наличии медицинских показаний направляет его на консультацию к врачу-специалисту.
  6. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь пациентам, требующим срочного медицинского вмешательства, оказывается фельдшерскими выездными бригадами скорой медицинской помощи, врачебными выездными бригадами скорой медицинской помощи в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 ноября 2004 г. № 179 «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 ноября 2004 г., регистрационный № 6136) с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 586н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 августа 2010 г., регистрационный № 18289), от 15 марта 2011 г. № 202н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 апреля 2011 г., регистрационный № 20390) и от 30 января 2012 г. № 65н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 марта 2012 г., регистрационный № 23472).
  7. При наличии заболеваний или состояний у пациентов, пребывающих в стационарных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, неотложная медицинская помощь оказывается медицинскими работниками, находящимся в штате указанного учреждения.
  8. При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, которая включает в себя санитарно-авиационную и санитарную эвакуацию.
  9. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в экстренной и неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях.
  10. Бригада скорой медицинской помощи доставляет пациентов с угрожающими жизни состояниями в медицинские организации, имеющие в своей структуре отделение анестезиологии-реанимации или блок (палату) реанимации и интенсивной терапии и обеспечивающие круглосуточное медицинское наблюдение и лечение пациентов.
    При наличии медицинских показаний после устранения угрожающих жизни состояний пациенты переводятся в детское отделение по профилю заболевания для оказания медицинской помощи.
  11. При наличии медицинских показаний лечение пациентов проводится с привлечением врачей-специалистов по специальностям, предусмотренным номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 апреля 2009 г. № 210н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июня 2009 г., регистрационный № 14032), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 февраля 2011 г. № 94н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 марта 2011 г., регистрационный № 20144) (далее - номенклатура специальностей).
  12. Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь пациентам в стационарных условиях и условиях дневного стационара оказывается врачами-специалистами по специальностям, предусмотренным номенклатурой специальностей, и включает в себя профилактику, диагностику, лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
  13. Плановая медицинская помощь пациентам оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациентов, не требующих экстренной и неотложной помощи, отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациентов, угрозу их жизни и здоровью.
  14. При наличии медицинских показаний врач-педиатр участковый, врач общей практики (семейный врач), врач-педиатр направляет пациентов для оказания им медицинской помощи в стационарных условиях.
  15. В случае если проведение медицинских манипуляций, связанных с оказанием медицинской помощи, может повлечь возникновение болевых ощущений у пациентов, такие манипуляции должны проводиться с обезболиванием.
рассказать друзьям:
?????????
Twitter

comments powered by HyperComments версия для печати