• Подпишитесь на канал Русфонда в Telegram!
  • Первыми узнавайте новости о тех, кому вы уже помогли,
  • и о тех, кто нуждается в вашей помощи
Жизнь. Продолжение следует
23.02.2017
Как примирить <br/>внутренности <br/>с внешним миром
Как примирить
внутренности
с внешним миром
Жизнь. Продолжение следует
17.02.2017
Эпилепсия <br/>как приступ <br/>радости и печали
Эпилепсия
как приступ
радости и печали
Благотворительность вместо сувениров
17.02.2017
Итоги новогодней <br/>акции Русфонда
Итоги новогодней
акции Русфонда
День детей,
больных раком
15.02.2017
От рака надо лечить <br/>не пациента, <br/>а семью
От рака надо лечить
не пациента,
а семью
Русфонд.Дом

31.01.2017
О чем грустит <br/>Сережа
О чем грустит
Сережа
Яндекс.Метрика
За 20 лет 9,385 млрд руб. В 2017 году — 314 658 726 руб.
21.11.2008
ОШИБКА ГЕНРИ ФОРДА

Лев АМБИНДЕР,
руководитель Российского фонда помощи

Благотворительность у нас, возможно, ждет новый этап развития. На прошедшем в минувшую среду II Всероссийском форуме "Благотворительность: проблемы и перспективы развития" предпринята попытка определить основные цели государственной политики в отечественной филантропии. Участники форума обсудили проект «Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в РФ до 2020 года». Особую остроту полемике придает финансовый кризис и сокращение на его фоне части корпоративных и фандрайзинговых благотворительных программ.

*Проект Концепции разработан в Минэкономразвития РФ при участии комиссии Общественной палаты РФ по благотворительности и Форума доноров. Как предполагается, дополненный и доработанный проект будет передан на рассмотрение правительству страны. В случае его принятия планируется разработка новых законодательных норм о благотворительности в России. В частности, намечается введение налоговых вычетов для филантропов.

Сто лет назад Генри Форд, капиталист, идеолог благотворительности и сам большой филантроп, тоже разрабатывал концепцию благотворительности в своей стране. Один из его постулатов гласил: «Благотворительная организация, не поставившая себе целью сделаться в будущем излишней, не исполняет подлинного своего назначения». Он писал это в Америке во времена борьбы с голодом и бедностью. Похоже, Форд искренне верил, что благотворительность исчезнет вместе с нуждой. В современных США давно нет голода, понятие бедности, как выяснилось, относительно, а проблем в здравоохранении, науке, образовании и культуре с годами не становится меньше. И существуют тысячи благотворительных организаций, десятки миллионов американцев занимаются благотворительностью, а годовые объемы филантропии там исчисляются сотнями миллиардов долларов.

Похоже, великий филантроп ошибся. В заботах о бедноте в своей чеканной формуле он не учел… самого себя и миллионы будущих себе подобных людей – людей дарящих, заработавших деньги и теперь искренне желающих помочь своим согражданам и своей стране, как писал Форд, «содержать себя».

Забавная ошибка Генри Форда ничего не стоила Америке. Нам, боюсь, так не повезет. Если мы в спорах о путях развития благотворительности в России забудем о человеке дарящем, то спорить вскоре станет не о чем.

Проект концепции хорош, что и говорить. Его авторы видят основную цель государственной политики в области филантропии «в активизации благотворительности и добровольчества как ресурса развития социальной сферы, позволяющего дополнить бюджетные источники для решения социальных проблем внебюджетными средствами корпоративного сектора и населения». А основные задачи государства концепция связывает «с реализацией конституционного принципа поощрения благотворительности».

Что и говорить, святые слова и проект хорош, хотя можно, наверное, спорить о деталях, и наверняка появятся добавления и поправки со стороны общества и властей. Все равно будет здорово, если принципы проекта правительство утвердит как собственное руководство к действию. Впервые в новой истории развитие и стимулирование доброты в обществе у нас признается государственным делом.

И только одно настораживает: в проекте нет механизма реализации концепции. Очень хочется верить, что уж теперь-то исчезнет «разнонаправленное», говоря языком нынешнего кризиса, движение, которое все последние годы отличает отношение власти и государства к отечественной филантропии. Вот пример, наиболее знакомый нашим читателям. С одной стороны известна тиражируемая уже несколько лет в интернете позиция Владимира Путина, который еще в бытность президентом назвал помощь бизнеса больным детям «свидетельством его растущей гражданской и социальной ответственности, возрождения лучших принципов деловой этики». С другой стороны не менее известна позиция Минздравсоцразвития РФ, которое не устает напоминать обществу, что больные дети у нас не нуждаются в благотворительной помощи, так как их спасение полностью финансируется государством, и на этом основании минздрав предпочитает не замечать «растущей гражданской и социальной ответственности».

При этом все заинтересованные стороны понимают, что прав Путин, а минздрав заблуждается. В том числе, и сам минздрав это знает. И тем не менее продолжает отчаянно заблуждаться. И вот я думаю: ну, не по своей же воле он так?! Это было еще при министре Шевченко, потом при министре Зурабове, теперь вот – при министре Голиковой. Обе тенденции, госпатернализм и благотворительность в детском здравоохранении, развиваются у нас параллельно, не пересекаясь, хотя идея государственно-частного партнерства обкатывается в России с начала 2000-х.

В этом году наши читатели соберут не меньше 200 млн. руб. пожертвований. Насколько мне известно, это самые большие сборы в РФ. Но можно собирать и больше, знай мы, куда еще, в какие клиники стоит вкладываться. Приоритеты читателей «Ъ» и сайта rusfond.ru хорошо известны: тяжелобольные дети, поддержка высоких медтехнологий. Известен и принцип: читатель не подменяет, а дополняет госказну. Но сейчас этой помощью правит случай. Врачи не знают о наших возможностях, а нам не известны нуждающиеся клиники. Минздрав мог бы свести нас. Но я не знаю, как это сделать, наши попытки навести мосты пока безуспешны.

Может быть, сейчас, с такой-то концепцией в руках да в условиях финансового кризиса, когда часть социальных программ будет свернута, а объемы пожертвований сократятся, ведомства и впрямь заинтересуются возможностью «дополнить бюджетные источники внебюджетными средствами для решения социальных проблем»? Кризис пройдет, лучшие времена обязательно вернутся, но если власть и общество не научатся сотрудничать, мы сейчас растеряем наших доноров. Кризис, кстати, прекрасное средство наладить отношения.



наверх
МАТЕРИАЛЫ К ПРОЕКТУ
«Концепция содействия развитию
благотворительной деятельности и добровольчества
в Российской Федерации»

1. Введение

Благотворительная деятельность некоммерческих организаций, бизнеса и физических лиц, а также добровольческая активность граждан является одним важнейших ресурсов для решения задач социального развития общества в таких сферах как образование, наука, культура, искусство, здравоохранение, охрана окружающей среды и ряда других.

Благотворительная деятельность и добровольчество – это сферы, дающие простор созидательной инициативе и социальному творчеству широких слоев населения, обеспечивающие важный вклад в достижение целей социальной политики страны, снижение уровня социальной напряженности в обществе и повышение качества жизни граждан.

Последние годы в России наблюдается устойчивый рост числа граждан и организаций, участвующих в благотворительной и добровольческой деятельности, растет количество благотворительных организаций. Важным шагом в развитии благотворительной деятельности стало формирование законодательства о целевом капитале некоммерческих организаций.

В то же время, остается значительным разрыв между количеством граждан, заявляющих о потенциальной готовности участвовать в благотворительности и добровольчестве, и реально ведущими благотворительную и добровольческую деятельность.

В числе основных причин – недостаточная эффективность налоговых стимулов при высоких издержках для граждан использования существующих налоговых льгот в рамках действующего налогового администрирования; низкий уровень доверия граждан к благотворительным организациям, зачастую, связанный с недостаточной прозрачностью их деятельности; неразвитость инфраструктуры поддержки благотворительной и добровольческой деятельности.

Так, лишь чуть более половины россиян полагают, что большинству российских благотворительных организаций можно доверять. Невысокий уровень доверия субъектам благотворительной деятельности со стороны общества связан с недостатком информации о деятельности благотворительных организаций и добровольцев - о ее мотивации, целях и реальных результатах.

Основная цель государственной политики в области развития благотворительной деятельности и добровольчества – активизация потенциала благотворительности и добровольчества как ресурса развития социальной сферы, способствующего формированию и распространению инновационных практик социальной деятельности, позволяющего дополнить бюджетные источники для решения социальных проблем внебюджетными средствами корпоративного сектора и населения, привлечь в социальную сферу трудовые ресурсы добровольцев.

Основными задачами содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества, связанными с реализацией конституционного принципа поощрения благотворительной деятельности, являются:
  • обеспечение роста поддержки в обществе и расширения участия граждан в благотворительной деятельности и добровольчестве, повышение доверия граждан к благотворительным организациям, формирование условий для расширения объемов благотворительных пожертвований граждан и организаций, при опережающем росте пожертвований физических лиц;
  • содействие повышению эффективности и профессионализма деятельности благотворительных организаций, развитие инфраструктуры информационно-консультационной и образовательной поддержки благотворительной и добровольческой деятельности, развитие института целевого капитала некоммерческих организаций и фондов местных сообществ;
  • формирование условий для эффективного использования потенциала благотворительной и добровольческой деятельности на этапах планирования и реализации социальных программ государства и бизнеса, в деятельности государственных и муниципальных учреждений, некоммерческих организаций.
2. Основные направления содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества

2.1. Содействие развитию практики благотворительной деятельности физических лиц и добровольчества.

Основными мерами, направленными на поддержку благотворительной и добровольческой деятельности граждан должны стать:

1. Расширение налоговых стимулов участия в благотворительной деятельности через распространение права на получение социального налогового вычета из базы подоходного налога, уплачиваемого физическими лицами – благотворителями, на пожертвования:
  • организациям науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения;
  • благотворительным организациям;
  • на цели формирования и пополнения целевого капитала некоммерческих организаций.
В настоящее время такой социальный налоговый вычет применяется только в отношении некоммерческих организаций, полностью или частично финансируемых из бюджетных источников.

2. Ускорение сроков и снижение издержек реализации процедур получения физическими лицами социального налогового вычета. Предлагается предусмотреть возможность получения социальных налоговых вычетов непосредственно у налогового агента (работодателя) до окончания налогового периода, по аналогии с механизмом администрирования имущественного налогового вычета на приобретение или строительство жилья.

3. Исключение из базы обложения налогом на доходы физических лиц и единого социального налога выплаты добровольцам, за найм жилого помещения и проезд, связанные с осуществлением добровольческой деятельности. Основанием для получения такой льготы станет факт наличия соглашения о добровольческой деятельности, заключенного между добровольцем и некоммерческой организацией.

4. Повышение социальной защищенности участников добровольческой деятельности через формирование механизмов, позволяющих им участвовать в программах пенсионного, медицинского и социального страхования.

5. Формирование культуры участия в благотворительной деятельности и добровольчестве. Расширение моральных и иных нефинансовых стимулов участия в добровольческой деятельности.

6. Содействие распространению практики корпоративных программ поддержки благотворительной и добровольческой деятельности своих сотрудников.

7. Развитие инфраструктуры содействия массовой благотворительности и добровольчеству, включая предоставление поддержки формированию и деятельности региональных и муниципальных центров добровольчества, развитию практики массового сбора пожертвований граждан.

2.2. Содействие развитию практики благотворительной деятельности и поддержки добровольчества на предприятиях.

1. Предоставление права на налоговые вычеты по налогу на прибыль (в пределах устанавливаемых ограничений) в отношении благотворительных пожертвований, осуществляемых предприятиями и организациями:
  • на цели формирования и пополнения целевого капитала некоммерческих организаций;
  • в пользу государственных и муниципальных учреждений, негосударственных некоммерческих организаций, ведущих уставную деятельность в приоритетных, общественно-значимых направлениях, в т.ч. в сфере образования, науки, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), искусства, социальной помощи (поддержки); при этом указанные организации должны соблюдать условия, касающиеся связи осуществляемой ими предпринимательской деятельности с основной деятельностью (указанные условия предполагается определить с учетом практики формирования перечня видов платной деятельности, которую вправе осуществлять некоммерческая организация - собственник целевого капитала, за исключением специализированной организации);
  • в пользу благотворительных организаций, отвечающих дополнительным требованиям по прозрачности механизмов управления их деятельности и ведения отчетности.
2. Распространение практики предоставления субъектами Российской Федерации вычетов в части 4% ставки по налогу на прибыль в отношении пожертвований предприятий и организаций благотворительным и некоммерческим организациям.

3. Содействие распространению практики реализации предприятиями деятельности, соответствующей принципам корпоративной социальной ответственности, ведению ими корпоративной социальной отчетности. Введение требования обязательного ведения корпоративной социальной отчетности для акционерных обществ, не менее 51% акций которых находится собственности государства, и величина доходов которых превышает установленный уровень.

2.3. Содействие развитию благотворительных организаций.

1. Уточнение и расширение перечня определенных в законодательстве целей благотворительной деятельности, предусмотрев включение в их перечень следующих целей: социальную реабилитацию детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, являющихся членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожиточного минимума; защиту прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов; оказание юридической помощи и правовое просвещение населения; профилактика социально опасных форм поведения.

2. Расширение перечня организационно-правовых форм, в которых могут создаваться благотворительные организации. В настоящее время благотворительные организации в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» могут создаваться только в форме общественного объединения, фонда или учреждения. На практике существуют некоммерческие организации, подпадающие под определение «благотворительной организации», но при этом созданные в организационно-правовых формах, не указанных в данном федеральном законе.

Так, функционирует значительное число автономных некоммерческих организаций, безвозмездно помогающих детям, инвалидам, бездомным, социально незащищенным группам населения. Устранение этого пробела в законодательстве позволит благотворительным организациям в новых организационно-правовых формах пользоваться особым режимом для всех благотворительных организаций, а также распространит на более широкий круг организаций дополнительные требования к структуре управления, отчетности, порядку расходования средств, гарантирующие прозрачность использования имущества, установленные законодательством для благотворительных организаций.

3. Разработка новых правил налогообложения некоммерческих, в том числе благотворительных организаций, предполагающих освобождение их от налога на прибыль при соблюдении условий, касающихся связи осуществляемой ими предпринимательской деятельности с основной деятельностью.

4. Распространение на негосударственные некоммерческие организаций установленной в отношении автономных учреждений нормы о целевом финансировании, не учитываемом при определении налоговой базы по налогу на прибыль, в отношении субсидий, предоставляемых из федерального бюджета и бюджетов других уровней.

5. Распространение практики предоставления субъектами Российской Федерации вычетов в части 4% ставки по налогу на прибыль в отношении благотворительных организаций, а также совместно с муниципальными образованиями – льгот по уплате налога на недвижимое имущество организаций.

6. Введение статуса некоммерческой организации, которая освобождается от обложения налогом на прибыль. При этом на жертвователя, сделавшего пожертвование в данную организацию, также распространяются льготы по налогу на прибыль.

Получение такого статуса некоммерческой организацией должно предусматривать:
  • обязательность наличия наблюдательных или попечительских советов с определением основных прав и обязанностей членов таких советов и базовые процедуры их деятельности, уточнение требований к составу и фиксация полномочий органов управления организаций;
  • специализированные требования для регистрации указанного статуса - при этом устанавливается, что иные некоммерческие организации регистрируется в том же порядке, что и коммерческие организации;
  • специализированные требования к отчетности для указанных организаций, при упрощении форм ежегодной отчетности для малых организаций;
  • требования к публикации в сети Интернет документов, предоставляемых организацией в регистрационный орган при регистрации (включая устав организации), а также отчетов о содержательной и финансовой деятельности, подаваемых в регистрационный орган, а также отчетов о своей деятельности в соответствии со специализированными стандартами.
В перспективе необходим переход от существующей системы контроля над деятельностью благотворительных организаций, осуществляемого исключительно государственными органами, к системе государственно-общественного контроля, где наряду с государственными органами принимают участие объединения благотворительных организаций, которые могли бы взять на себя контроль над выполнением их членами требований законодательства о благотворительной деятельности.

7. Создание новой организационно-правовой формы некоммерческой организации «некоммерческое общество», позволяющей объединять в качестве соучредителей граждан и юридических лиц.

2.4. Содействие эффективному привлечению благотворительной и добровольческой помощи государственными и муниципальными учреждениями и иными некоммерческими организациями. Устранение барьеров в предоставлении благотворительной помощи физическим лицам

1. Значимым условием повышения результативности благотворительной деятельности является формирование эффективных механизмов взаимодействия с благотворительными организациями государственных и муниципальных учреждений и иных некоммерческих организаций; распространение практики вовлечения благотворителей в процесс принятия управленческих решений в организациях - получателях благотворительной помощи.

В этой связи важным механизмом такого взаимодействия должно стать развитие практики использования механизма целевого капитала некоммерческих организаций, обеспечивающего прозрачность процедур использования благотворительной помощи, при высокой степени автономности некоммерческих организаций, выступающих в качестве получателей его средств.

Важным является целенаправленная поддержка создания целевого капитала некоммерческих организаций, как со стороны федеральных органов исполнительной власти, так и органов исполнительной субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

2. Необходимо обеспечить устранение необоснованных барьеров в предоставлении благотворительной помощи физическим лицам, освободив от необходимости уплаты налога на доходы физических лиц средства, выделяемые на обучение детей, оставшихся без попечения родителей и детей являющимся членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожиточного минимума, в возрасте до 24 лет (в настоящее время такой порядок действует только в отношении детей-сирот), а также средства, направленные за услуги по лечению, уплаченные некоммерческими организациями, уставная деятельность которых направлена на содействие охране здоровья.

3. Формирование системы поддержки благотворительно деятельности

3.1. Развитие механизмов поддержки благотворительной деятельности.

1. Задачи повышения эффективности мер по реализации социальной политики государства требуют использования потенциала благотворительных и добровольческих организаций, иных организаций, участвующих в финансировании благотворительной деятельности, в разработке и реализации социальных программ, программ в сфере образования, здравоохранения, науки, культуры, социальной поддержки населения, как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. Необходимо повсеместное распространение практики включения участников благотворительной деятельности в формируемые экспертные советы и рабочие группы, учет их позиций в рамках процедур принятия соответствующих решений.

Одновременно, указанный механизм будет содействовать формированию системы согласованных приоритетов государственной социальной политики и благотворительной деятельности, учитывающей остроту существующих социальных проблем, содействовать повышению согласованности действий участников межсекторного взаимодействия.

2. Важным инструментом поддержки благотворительных программ является развитие механизмов конкурсного предоставления субсидий некоммерческим организациям из бюджетов различного уровня, (с учетом накопленного опыта государственной поддержки неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества). Указанный механизм позволит эффективно дополнять финансирование успешных социальных проектов, финансируемых благотворительных организаций со стороны бюджетных источников.

В этой связи целесообразно внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части закрепления обязательности использования конкурсных механизмов предоставления субсидий (грантов) некоммерческим организациям, прежде всего осуществляющим благотворительную деятельность, из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

3. Необходимо обеспечить предоставление широкой информационной и консультационной поддержки благотворительным организациям и иным участникам благотворительной деятельности.

Доступ к информации о местных социальных проблемах, о категориях нуждающихся в благотворительной поддержке, о ведущейся в регионе (муниципалитете) благотворительной деятельности, о возможных партнерах, о возможностях государственной поддержки должен быть максимально облегчен для граждан и организаций, действующих и потенциальных участников благотворительной деятельности.

В этой связи целесообразно выделение бюджетного финансирования на цели создания и поддержания информационно-консультационной инфраструктуры деятельности благотворительных организаций, включая формирование системы распространения лучшей практики их деятельности.

В этой связи необходимо обеспечить поддержку развитию тематических информационных ресурсов в сети Интернет, проведению конкурсов, организации семинаров и конференций, самоорганизации благотворительных организаций.

4. Необходимым условием расширения благотворительной деятельности и добровольчества является также обеспечение их широкого информационного освещения.

Недостаток информации о мотивации, целях и реальных результатах деятельности благотворительных и добровольческих организаций, является серьезным препятствием на пути развития сектора. Сравнительно низкая информированность граждан о НКО негативно отражается на отношении граждан к их деятельности и на общем уровне гражданской активности населения.

Повышение уровня доверия к благотворительным организациям и добровольцам мерами информационной политики будет эффективным механизмом активизации потенциала благотворительности и добровольчества, позволит существенно увеличить ресурсы, вовлеченные в эту сферу.

В этой связи необходимо обеспечить целенаправленное распространение в средствах массовой информации материалов о благотворительной деятельности, благотворительных организациях и добровольцах, содействовать формированию понимания важности, общественной значимости и престижности благотворительности и добровольчества.

При этом, как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях должно быть обеспечено формирование системы значимых моральных стимулов к участию в благотворительной деятельности и добровольчестве, содействующих их общественному признанию.

5. Важным условием активизации благотворительной деятельности является развитие системы подготовки кадров для благотворительных организаций, включая модернизацию образовательных стандартов и учебных программ учреждений профессионального образования, развитие системы специализированного непрерывного образования.

Вопросы содействия благотворительной деятельности, взаимодействия с благотворительными организациями должны быть также интегрированы в программы подготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, управленческих кадров предприятий и организаций.

Участие в добровольческой деятельности должно стать одним из ведущих направлений системы гражданского образования школьников и студентов; поддерживаться в качестве одного из приоритетных направлений молодежной и социальной политики.

3.2. Особенности реализации механизмов поддержки благотворительной деятельности на региональном и местном уровнях. Необходимым условием обеспечения массового участия граждан в реализации благотворительной и добровольческой деятельности, является обеспечение поддержки благотворительности на региональном и местном уровнях.

В этой связи необходимо обеспечить разработку региональных и муниципальных программ поддержки благотворительной деятельности и добровольчества с участием заинтересованных организаций.

1. В рамках инструментов налоговой поддержки следует использовать возможность предоставления участникам благотворительной деятельности льгот по уплате регионального компонента налога на прибыль, а также налога на имущество юридических лиц.

2. В целях обеспечения устойчивости благотворительных организаций важным является предоставление благотворительным организациям государственного (муниципального имущества), в первую очередь помещений, на льготных условиях.

3. В целях привлечения дополнительных финансовых ресурсов, целесообразным является поддержка формирования целевого капитала некоммерческих организаций, а также фондов местных сообществ - грантодающий фондов, в которых аккумулируются и распределяются на конкурсной основе средства из местных источников для решения социальных проблем территории (к управлению фондами привлекаются на паритетной основе представители органов власти субъекта Российской Федерации, местного самоуправления, предпринимателей и некоммерческих организаций).

4. Предоставление поддержки организациям территориального общественного самоуправления и развитие на их базе инфраструктуры для содействия благотворительной и добровольческой деятельности граждан по месту жительства.

5. Обеспечение широкого вовлечения граждан в деятельность общественных советов при государственных и муниципальных учреждениях (образования, здравоохранения, социальной поддержки населения) для решения вопросов в сфере развития благотворительной и добровольческой деятельности.

4. Основные результаты реализации Концепции
  • Рост поддержки в обществе и расширение участия граждан в благотворительной деятельности и добровольчестве, повышение доверия граждан к благотворительным организациям.
  • Расширение объемов благотворительных пожертвований граждан и организаций, при опережающем росте пожертвований физических лиц.
  • Увеличение числа граждан - участников благотворительной и добровольческой деятельности.
  • Увеличение объема финансовых активов, аккумулируемых в рамках целевого капитала некоммерческих организаций, и в фондах местных сообществ.
  • Развитие инфраструктуры для оказания информационной и консультационной поддержки благотворительной и добровольческой деятельности.
  • Повышение эффективности благотворительных и добровольческих программ.
  • Повышение качества жизни граждан Российской Федерации.

наверх
рассказать друзьям:
?????????
Twitter
Одноклассники

comments powered by HyperComments версия для печати