Проект на миллион
Татарский орнамент поможет детям с аутизмом
Татарский национальный орнамент очень узнаваемый. Даже если точно не знать, как называется характерное перекрестье цветочных фигур и плавных линий, всякий россиянин, и уж тем более житель Татарстана, с первого взгляда распознает что-то знакомое, родное.
В XX веке изучением татарского орнамента вплотную занимался Петр Тихонович Сперанский (18901964), театральный художник, живописец, архитектор и педагог, проживший жизнь в Казани и известный в Татарстане. По эскизам Сперанского, в которых использовался национальный орнамент, в 1939 году был оформлен павильон «Татарская АССР» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве (сейчас – ВДНХ).
Подробно о Петре Тихоновиче Сперанском
Петр Тихонович Сперанский
«К сожалению, мне не удалось познакомиться с собственным дедушкой, – рассказывает Наташа Сперанская. – Я родилась уже после его смерти. Однако память о нем бережно хранилась и продолжает храниться в нашей семье».
Петр Тихонович Сперанский в Республике Татарстан – знаковый деятель искусств и образования: классик советской татарской сценографии и архитектор, проектировавший сооружения в стиле так называемого «сталинского классицизма». Наличие орденов, медалей и званий народного художника Татарской Автономной Советской Социалистической Республики и заслуженного деятеля искусств РСФСР говорят сами за себя.
За почти пятидесятилетнюю творческую жизнь Петр Сперанский оформил декорации, афиши костюмы более чем к 350 спектаклям, классическим русским и зарубежным, к первым национальным татарским операм, балетам, драмам. В 19391941 годах Петр Тихонович Сперанский был назначен главным художником павильона «Татарская АССР» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке СССР в Москве. Жаль, что павильон не сохранился, однако на фотографиях, которые хранятся в архивах выставки, видно, что в оформлении использовался национальный орнамент. Его Петр Сперанский пристально изучал, оставив два альбома и брошюру об этом феномене татарской культуры.
О Петре Сперанском говорят как о человеке неиссякаемой энергии и эрудиции – и это, похоже, именно так, потому что как иначе можно было столько всего сделать? Известный казанский архитектор Сергей Саначин в марте 2024 года на открытии выставки, посвященной архитектурному наследию Сперанского, особо отмечал, что Петр Тихонович первым стал строить в Казани дома в пять этажей. «Он же первым работал по государственной программе о надстройках имеющихся зданий, которая была принята для того, чтобы город не разрастался вширь, что позволяло экономить на прокладке дорогих коммуникаций. В этом направлении главное творение Петра Сперанского – Дом специалистов, прозванный Бегемотом, то есть историческое здание Гостиного Двора, где в наше время размещается Национальный музей Республики Татарстан».
Петр Тихонович спроектировал стадион «Динамо», известный современным жителям Казани как «Трудовые резервы». Его работы – фонтан «Владыкой мира будет труд» в сквере у Сенного базара (на улице Московской), памятник рыбаку в сквере на улице Клары Цеткин.
Наташа Сперанская окончила в свое время детскую художественную школу №1, которая когда-то была организована при поддержке ее дедушки.
«В этом году будет 130 лет со дня рождения Петра Тихоновича и 60 лет со дня его смерти. Очень важно, что его наследие живо», – говорит Наташа.
Каждый человек – целая вселенная, но при этом вовсе не отдельный остров. Мы все связаны друг с другом – и это проясняется, когда мы пристально вглядываемся в истории наших семей. Вот внучка Петра Тихоновича Сперанского дала его трудам по изучению татарского орнамента вторую жизнь, связанную с помощью детям и молодым взрослым с особенностями развития.
В столице Татарстана помнят Петра Тихоновича – люди живут в домах, которые были построены по его проектам, любуются на картины, которые он написал, ходят в театры и до сих пор видят декорации к некоторым постановкам из числа созданных им. После осталось так много, словно свет от звезды, которая уже погасла, но все еще продолжает жить.
В 1948 и 1953 годах Петр Сперанский выпустил альбомы: всего 59 оригинальных зарисовок татарских узоров. Именно они легли в основу проекта, который разработала Наталья Сперанская. – Проект предназначен для детей с особенностями, в том числе с аутизмом, – рассказывает Наталья. – И будет воплощаться в жизнь в центре прикладного анализа поведения для детей с РАС «Новая планета», где получают помощь дети Русфонда.
Генеральный директор «Новой планеты» Светлана Салихова поддерживает этот замысел и добавляет, что казанский АВА-центр – лишь начало грантового проекта. Ожидается, что за год с татарским орнаментом познакомятся около 700 детей, в том числе в других городах Татарстана.
Проект рассчитан на детей всех возрастов. Те, кто помладше, будут заниматься с танграмами – специальными головоломками, созданными на основе татарских узоров из альбомов Петра Сперанского. Кто-то будет раскрашивать орнаменты в изданных для этого раскрасках. По словам Светланы Салиховой, это способствует развитию у детей с ментальными нарушениями навыков визуально-моторной координации, письма, мелкой моторики, концентрации внимания.
А для подростков, приближающихся к совершеннолетию, и молодых взрослых работа с национальным орнаментом может стать началом будущей профессии: они будут учиться переносить образцы на изделия из кожи, ткани, дерева, осваивая ремесло.
– Кроме очевидной образовательной ценности проект Натальи Сперанской важен еще и тем, что тесно связывает в единое целое прошлое, настоящее и будущее, – отмечает Эльмира Газизова, заместитель директора по развитию благотворительного фонда «Татнефть». – Популяризация национальных традиций и наследия одного из знаковых деятелей татарской культуры Петра Сперанского – важная составляющая этого уникального проекта. Мы рады быть причастными к его реализации.
Проект, один из 871, заявленных в этом году на грант "Татнефти", победил именно в номинации «Сохраняя культурные традиции».
Так настраивается связь между веком минувшим и веком нынешним – связь, которая захватывает и представителей одной творческой семьи, и компанию «Татнефть», и Русфонд. Но самое главное – детей: участвуя в проекте на миллион, они получают новые возможности, которые трудно оценить в деньгах.