Нерезиновая столица
Московские чиновники незаконно отказывают в соцвыплатах сиротам из регионов
Согласно Семейному кодексу, дети-сироты имеют право на денежное содержание от государства. При этом неважно, живет ли ребенок в детском доме, или в семье опекуна, или в приемной семье. Пособие должно выплачиваться по месту жительства, а место жительства ребенка там, где живут его приемные родители. Однако у органов социальной защиты Москвы на этот счет особое мнение: они с завидным упорством отказывают в социальных выплатах сиротам, не имеющим в столице постоянной регистрации. Ситуация усугубилась в условиях пандемии – в начале года многие опекунские семьи оказались в крайне тяжелых условиях без какой-либо поддержки государства. Отстоять законные права детей помогают Русфонд и благотворительный центр «Соучастие в судьбе».
Сироты «свои» и «чужие»
Трехлетний Денис родился в Смоленской области. Когда ему было два года, его маму лишили родительских прав. О папе ничего не известно – в свидетельстве о рождении стоит прочерк. Дениса взяла под опеку Елена Хавричева, вскоре после этого семья переехала в Москву и сняла квартиру в Южном Бутове. Сначала все шло в установленном порядке: мальчика поставили на учет в районном отделе социальной защиты населения и прикрепили к местной поликлинике. А вот в назначении денежных выплат, положенных по закону, Денису отказали.– В соцслужбе района Южное Бутово отказ объяснили тем, что и я, и Денис зарегистрированы по месту жительства в городе Сафоново Смоленской области, а в Москве у нас временная регистрация по месту пребывания, – рассказывает Елена Хавричева. – Кроме того, в распоряжении указано, что «местом жительства гражданина РФ является место его постоянного или преимущественного проживания, подтвержденного регистрацией по месту жительства».
Таким образом столичные чиновники не раздумывая поделили всех российских сирот на «своих» и «чужих». И без оглядки на федеральное законодательство решили, что платить будут только детям, имеющим в столице постоянную регистрацию. А что такого? Москва хоть и похорошела в последнее время, бюджет-то не резиновый. Между тем 20-я статья Гражданского кодекса прямо говорит, что место жительства – это место, где человек постоянно или преимущественно проживает. А место жительства несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет, там, где живут его законные представители – приемные родители или опекуны. Ни о какой регистрации – постоянной или временной, по месту жительства или пребывания – в федеральном законодательстве речи не идет.
Руководитель благотворительного правозащитного центра «Соучастие в судьбе» Алексей Головань уточняет, что право на денежное содержание – одно из базовых прав подопечных детей, которое установлено статьей 148 Семейного кодекса Российской Федерации:
– Это право не зависит от регистрации подопечного, а зависит исключительно от его места жительства. Место жительства определяется тем, в каком органе опеки и попечительства он поставлен на учет. Отказ в назначении такой выплаты – это грубейшее нарушение основополагающего права ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Юристы центра «Соучастие в судьбе» помогли Елене Хавричевой подать иск в суд, и 16 июля было вынесено решение в пользу Дениса и его опекунской семьи. К сожалению, на сегодняшний день только судебные разбирательства остаются единственной возможностью разъяснить московским чиновникам дух и букву закона.
Москва защищает бюджет, но не сирот
По словам Алексея Голованя, за последние два года «Соучастие в судьбе» предъявило в суды Москвы более 20 подобных исков, и во всех случаях суд выступил на стороне сирот. После дела Дениса в июле были удовлетворены еще два аналогичных иска, а последнее подобное дело слушалось в Преображенском суде 12 августа.– Однако, несмотря на судебные решения, органы социальной защиты Москвы продолжают отказывать в выплатах детям из регионов. Получается, что люди, которые по долгу службы обязаны защищать интересы сирот, являются злейшими нарушителями их прав и не несут за это абсолютно никакой ответственности, – говорит Головань. – Отдельный вопрос – к прокуратуре Москвы. Почему прокуратура не привлекает к ответственности государственных служащих органов соцзащиты Москвы, виновных в систематических нарушениях?
Оставаясь безнаказанными, чиновники чувствуют себя вправе и дальше массово принимать незаконные решения.
Что делать, если вы или ваши знакомые оказались в подобной ситуации
Рекомендации юриста и правозащитника Алексея ГолованяОпекунам или приемным родителям нужно твердо знать, что право на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством, прямо установлено и гарантировано федеральным законодательством. К полномочиям города Москвы отнесено лишь определение порядка и размеров выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством. Федеральным законодательством не предусмотрены основания для отказа в предоставлении денежных средств на содержание подопечных детей в связи с тем, что опека или попечительство над ними установлены актами иных субъектов Российской Федерации, или из-за того, что сироты зарегистрированы по месту жительства в других регионах либо вообще не имеют регистрации по месту жительства на территории РФ. Реализация базового права несовершеннолетних подопечных на получение денежного содержания в соответствии с пунктом 3 статьи 148 Семейного кодекса РФ гарантируется государством. Она не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия у сирот регистрации по месту жительства в том субъекте Российской Федерации, где они приняты на учет в качестве подопечных в соответствующем органе опеки и попечительства. При этом можно ссылаться также на 34-ю статью Гражданского кодекса РФ и 9-ю статью Федерального закона от 24.04.2008 №48-ФЗ.