Яндекс.Метрика

Прибыль или милосердие?

Что важнее для корпораций в их благотворительности

Президент Русфонда Лев Амбиндер на Форуме благотворителей и меценатов в Москве. Фото Оксаны Пашиной
Эти вопросы выглядят провокационными. Боюсь ошибиться, но за 28 лет существования Русфонда они в публичной сфере, по-моему, вовсе не возникали. Барыш и милосердие в одном ряду? Прилично ли?.. И тем не менее на Форуме благотворителей и меценатов, который на прошлой неделе состоялся в Москве, на одной из его сессий прошла дискуссия на тему «Следует ли поощрять тенденцию, при которой корпоративные благотворительные проекты должны напрямую или опосредованно приносить прибыль бизнесу?». Организаторы сформировали две группы спикеров, одна утверждала: «ДА, это хорошо», другая – «НЕТ, это плохо», а последнее слово оставили за аудиторией. Получилось на редкость интересно и познавательно.

Этот Форум благотворителей и меценатов ежегодно проводит российский Forbes, а организует команда старшего руководителя проектов FCongress Юрия Сухорукова. По мнению большинства коллег из третьего сектора, в настоящее время это наиболее содержательные и престижные конференции в стране. Традиционно в них участвуют представители бизнеса, благотворительных корпоративных и фандрайзинговых фондов. Как правило, это обмен опытом, разговоры о профессиональных проблемах, об отношениях с властью и с гражданским обществом.

А тут такая дискуссия. Меня позвали в команду «ДА, это хорошо, потому что стимулирует бизнес приносить новые деньги в благотворительность». Команду «НЕТ, это плохо, потому что в скором времени приведет к коммерциализации сектора» составили тоже хорошие люди. И был дисклеймер: спикеры не представляют собственную точку зрения и позицию своих компаний, их высказывания предназначены исключительно для того, чтобы обострить внимание к вопросу обременения корпоративных пожертвований бизнес-условиями.

Перед дебатами провели голосование аудитории. Оказалось, всего семь участников поддержали версию «НЕТ, это плохо». Во время дебатов (весьма шумных) аудитория существенно подросла. Люди то и дело входили, свободных стульев уже не было, они теснились возле стен – и никто не вышел! Но по итогам за «НЕТ, это плохо» проголосовали по-прежнему семеро.

Для меня это было открытием. Еще десяток лет назад (когда подобных конференций было в разы больше, чем нынче) голосование дало бы обратный результат. Разумеется, я смотрю на происходящее из фонда‑фандрайзера. Никто из нас в Русфонде не считает себя благотворителем. Мы не филантропы, мы менеджеры благотворительности. И мы знаем правило: хочешь заполучить компанию в партнеры – предложи выгодный ей проект.

Эта дискуссия родилась не вчера и не закончится завтра. В 1946 году Питер Друкер в книге «Концепция корпорации» впервые сформулировал понятие корпоративной социальной ответственности (КСО) бизнеса. Он доказывал пользу социальных вложений компаний в собственные коллективы и в окружающую действительность для экономического роста их производств. 20 лет спустя будущий лауреат Нобелевской премии по экономике Милтон Фридман заявил, что «КСО сильно смахивает на подкуп местных сообществ», что у компаний одна задача – приносить прибыль акционерам, а благотворительность – дело частное.

Но мне важно и мнение третьего авторитета. Он высказался еще два с половиной века назад: «Какую бы степень эгоизма мы ни предположили в человеке, природе его свойственно участие в судьбе других, вследствие которого их счастье необходимо для него, даже если бы оно состояло только в удовольствии быть его свидетелем». Это Адам Смит, «Теория нравственных чувств».

То есть мне не требуется дисклеймер, я знаю: благотворительные проекты компаний должны быть им выгодны. Выгода измеряется не только деньгами. Скажем, выгода репутационная. Она ведет к росту лояльности потенциальных клиентов. А уж подключение покупателей товаров компании к ее публичной филантропии вообще дает рост продаж. Практики Русфонда тому свидетельство.

В последние пять лет доля корпоративной филантропии выросла у нас до 500 млн руб. в год. Это треть всех сборов. Мы создали программы, которые обслуживают стремление компаний к репутационной выгоде. К примеру, «Совместные дары»: партнер по договору перед публикацией просьбы в «Ъ» снижает стоимость лечения ребенка на треть, мы сообщаем об этом – и собираем больше, чем если бы взноса компании не было. В 2000-е эта разница была десятикратной. Основатель «М.Видео» Александр Тынкован сказал тогда: «Это же „три в одном“ – помощь ребенку, пиар компании и участие ваших читателей в нашем проекте».

Но вот незадача: в 2024 году одна компания пожертвовала в «Совместные дары» 47 млн руб. С этой скидкой читатели «Ъ» перечислили еще 120 млн руб. По требованию компании мы всякий раз представляем ее публике как «пожелавшую остаться неназванной». И вот вопрос: эти 47 млн компания вложила бесприбыльно, то есть даром? Во всяком случае, без пиара. Но почему? Мой ответ: во главе компании тоже люди.

«Шалость удалась», – написала в комментариях после дебатов Екатерина Воронина из Высшей школы менеджмента СПбГУ. Она была в команде «ДА, это хорошо».

Оплатить
картой
Cloudpayments
Регулярный
платеж
Крипто-
валюта
Оплатить
c PayPal
QR и другое
Внимание! Криптовалюты здесь. Для пожертвования с карты зарубежного банка воспользуйтесь, пожалуйста, сервисами PayPal, Stripe или формой на сайте фонда-партнера в Казахстане rusfond.kz
Только благодаря вашей помощи мы помогаем лечить детей. Фонду нужны и средства для развития — чтобы расширять спектр диагнозов, с которыми работаем, поддерживать новые методы лечения, распространять медицинские знания. Любое ваше пожертвование поможет нам лучше, полнее, быстрее выполнять наши задачи.

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Внимание! Криптовалюты здесь. Для пожертвования с карты зарубежного банка воспользуйтесь, пожалуйста, сервисами PayPal, Stripe или формой на сайте фонда-партнера в Казахстане rusfond.kz
Только благодаря вашей помощи мы помогаем лечить детей. Фонду нужны и средства для развития — чтобы расширять спектр диагнозов, с которыми работаем, поддерживать новые методы лечения, распространять медицинские знания. Любое ваше пожертвование поможет нам лучше, полнее, быстрее выполнять наши задачи.

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Отписаться от регулярного пожертвования можно здесь

Внимание! Криптовалюты здесь. Для пожертвования с карты зарубежного банка воспользуйтесь, пожалуйста, сервисами PayPal, Stripe или формой на сайте фонда-партнера в Казахстане rusfond.kz
Для пожертвования криптовалютой скопируйте адрес или воспользуйтесь, пожалуйста, QR-кодом.
Bitcoin
bc1quqgt6edksk84rcgwqlklhya3uwgr8g3c38xge0
Ethereum
0xa06cFC044d923cd93003d835Cd409084ac605E76
Solana
BGbWHp9jsaTmcu9Z5LHYqaoJ6e73S1BJAA582cXWQ3cY
XRP
rUHuTm5yeFf7WSpuqsU4UCPt5pkqBxKTPF
Tron
TJ2bEnctTjuu4LWgv7SyUdNQ8sHW6ACywT
Если вы хотите отправить другую криптовалюту, напишите rusfond@rusfond.rs.
Приём обеспечивается при поддержке фонда-партнера «Удружење "Русфонд Београд"» в Сербии rusfond.rs
Внимание! Криптовалюты здесь. Для пожертвования с карты зарубежного банка воспользуйтесь, пожалуйста, сервисами PayPal, Stripe или формой на сайте фонда-партнера в Казахстане rusfond.kz

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Внимание! Криптовалюты здесь. Для пожертвования с карты зарубежного банка воспользуйтесь, пожалуйста, сервисами PayPal, Stripe или формой на сайте фонда-партнера в Казахстане rusfond.kz
Только благодаря вашей помощи мы помогаем лечить детей. Фонду нужны и средства для развития — чтобы расширять спектр диагнозов, с которыми работаем, поддерживать новые методы лечения, распространять медицинские знания. Любое ваше пожертвование поможет нам лучше, полнее, быстрее выполнять наши задачи.

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Внимание! Криптовалюты здесь. Для пожертвования с карты зарубежного банка воспользуйтесь, пожалуйста, сервисами PayPal, Stripe или формой на сайте фонда-партнера в Казахстане rusfond.kz
Введите сумму пожертвования в форме выше. После этого введите номер телефона в открывшемся окне виджета оплаты. На ваш телефон будет отправлено СМС-сообщение с просьбой подтвердить платеж. Cпасибо!

Отправить пожертвование можно со счета мобильного телефона оператора — «Мегафон», «Билайн» или МТС.

Дорогие друзья, абоненты Tele2!
Будьте внимательны!

От имени Русфонда (и без нашего на то согласия!) оператор поднял минимум пожертвований с привычного 1 руб. до 75 руб. а комиссию – 8% плюс 10 руб., которую оплачиваете вы при совершении платежа в пользу оператора.
Предлагаем вам альтернативу: жертвуйте по cистеме быстрых платежей (СБП). Комиссия – 0,4%, платит Русфонд. Или с помощью QR-кода. Подробнее здесь.

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течении четырех банковских дней.

Скачайте мобильное приложение Русфонда:

App Store

Google Play

Скачайте из RuStore

Другие способы

Банковский перевод Альфа•банк Vk Pay Stripe