4.09.2015
Частная благотворительность. Исследования
Кризис добра?
Россияне экономят на благотворительности
Марина Аларичева,
директор аналитического центра Русфонда
По данным всероссийского опроса, четверть жителей страны с наступлением кризиса стали жертвовать меньше, чем раньше. Опрос проведен в мае 2015 года Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ). Русфонд стал партнером проекта совместно со Всемирным фондом дикой природы и «Рамблер.Финансами».
Опрос посвящен участию граждан в благотворительности. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России. Метод исследования – личное интервью по анкете.
Сильнее всего кризис повлиял на жителей Сибирского федерального округа – каждый второй стал жертвовать меньше, и только 36% жертвуют столько же. Меньше всего кризис коснулся благотворителей в Уральском федеральном округе (77% жертвуют, как и раньше, а 10% увеличили пожертвования).
Результаты исследования показали, что только треть граждан страны (34%) за последний год делали благотворительные пожертвования. При этом россияне дают деньги напрямую (лично в руки) в два раза чаще, чем через благотворительные организации.
Распределение ответов на вопрос «Приходилось ли вам за последние 12 месяцев делать благотворительные пожертвования, лично давать незнакомым нуждающимся людям деньги?», в % от всех опрошенных
Распределение ответов на вопрос «Приходилось ли вам за последние 12 месяцев делать благотворительные пожертвования, лично давать незнакомым нуждающимся людям деньги?», в % от всех опрошенных по федеральным округам
16% респондентов жертвовали в благотворительные организации, несмотря на то, что не доверяют им. Самыми недоверчивыми оказались россияне в возрасте от 35 до 44 лет (51% опрошенных людей этого возраста не доверяют организациям). Среди тех, кто жертвовал лично в руки, не доверяют организациям 40%. Среди тех, кто не делал благотворительных пожертвований, не доверяет каждый второй.
Распределение ответов на вопрос «Доверяете ли Вы в целом благотворительным организациям?», в % от назвавших хотя бы одну благотворительную организацию
Отмечено, что в организации чаще жертвуют активные пользователи интернета. Так, среди тех, кто ежедневно заходит в сеть, благотворителей не менее 40%, из них 16% помогают через организации (24% – напрямую). Напротив, только 4% тех, кто использует интернет эпизодически (раз в полгода), жертвовал в организации, зато 36% таких респондентов жертвовали лично в руки.
Напомним, что согласно исследованию Русфонда («Русфонд.Рейтинг», «Ъ» от 24 октября 2014 года, pdf), в прошлом году 3,6% благотворителей не смогли указать, на какие цели было переведено пожертвование, а 15,6% затруднились назвать, кто был получателем средств. Получается, что каждый девятый-десятый человек жертвует, не задумываясь, кто получит пожертвование, не говоря уж о том, чтобы проверить, как были использованы эти деньги.
Разовое пожертвование, как правило, не превышает 100 руб. Уличное подаяние в основном не превышает 50 руб., такую же сумму жертвуют в специальные ящики. Суммы до 100 руб. чаще всего характерны для SMS-пожертвований. Суммы в 1000 и более руб. наиболее характерны для перевода через платежные терминалы.
По результатам 2014 года среднее пожертвование в Русфонд с учетом SMS-пожертвований составило 1740 руб., без учета SMS – 2297 руб. При этом среднее адресное пожертвование (конкретному ребенку) составило 4990,7 руб., тогда как пожертвование без указания назначения – 1472,3 руб.
В 2012 году в Налоговый кодекс была внесена поправка, согласно которой физическим лицам стали доступны налоговые вычеты на пожертвования в благотворительные организации. В этом году НАФИ поинтересовалось у респондентов впервые, знают ли о такой возможности и использовали ли ее. Лишь пятая часть населения России знает о возможности налоговых вычетов за пожертвования (21%), но из них лишь 2% занимались оформлением этих вычетов.
Распределение ответов на вопрос «Знаете ли вы или слышите сейчас впервые о том, что по деньгам, пожертвованным в благотворительную организацию, можно оформить налоговый вычет?», в % среди всех опрошенных
Более половины россиян (53%) предпочитают анонимную благотворительность. Самая высокая доля поклонников анонимной благотворительности – среди жителей Северо-Западного, Уральского и Центрального федеральных округов. Каждый третий россиянин (27%), напротив, считает, что лучше, когда благотворительность публична. Больше всего за публичность высказались жители Южного (46%) и Северо-Кавказского (41%) федеральных округов.
Распределение ответов на вопрос «Одни люди считают, что заниматься благотворительностью нужно анонимно, а другие, напротив, не скрывают своего имени, показывая пример друзьям и знакомым. А какая точка зрения ближе вам?», в % среди всех опрошенных
Интересно, что горожане чаще, чем жители сёл, предпочитают анонимность пожертвований (57% против 43).
Распределение ответов на вопрос «Одни люди считают, что заниматься благотворительностью нужно анонимно, а другие, напротив, не скрывают своего имени, показывая пример друзьям и знакомым. А какая точка зрения ближе вам?», в % среди всех опрошенных (по типу населенного пункта)
Директор по исследованиям НАФИ Тимур Аймалетдинов комментирует: «С усилением кризиса в экономике россияне жертвуют меньше. Однако любопытно, что стабильным остается уровень доверия к благотворительным организациям, через которые жертвуют более крупные суммы, нежели напрямую. Возможным вариантом против резкого снижения пожертвований могло бы стать распространение простых форм перевода денег в благотворительные фонды».