10.07.2015
Русфонд.Право
Поддержите поддерживающего
Какой помощник нужен в школе ребенку-инвалиду
Валерий Панюшкин,
руководитель детского правозащитного проекта «Русфонд.Право»
Родители детей-инвалидов, которые самостоятельно учиться в школе не могут, а если бы кто-то помогал им, могли бы, обращаются в детский правозащитный проект «Русфонд.Право» регулярно. Мы даже писали письмо министру образования Дмитрию Ливанову, просили объяснить, как продраться сквозь чрезвычайно сложную бюрократическую систему родителям девочки Амалии или мальчика Дани, которые всего-то и хотят, чтобы кто-то в школе технически помогал их детям учиться. И мы даже получили ответ. И пишем министру еще раз.
Уважаемый Дмитрий Викторович, благодарим вас за подробный ответ (письмо от 28.05.2015 за подписью заместителя директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей И.О. Терехиной). Из этого письма следует, что профессиональный стандарт тьютора, то есть человека, помогающего ребенку в сложных вопросах обучения, подробно Министерством образования и науки разработан. Тьютор «организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по формированию их познавательных интересов»… Тьютор «сопровождает процесс формирования личности»… Тьютор «оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования»… И еще две страницы столь же достойных занятий, которые входят в обязанности тьютора.
Между тем, пишет госпожа Терехина, «в настоящее время Минобрнауки России запланирована разработка профессионального стандарта ассистента (помощника)», оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь. Только запланирована! То есть, следовательно, в системе российского образования профессии ассистента (помощника) до сих пор нет.
Человек, который «сопровождает процесс формирования личности», в системе российского образования есть, а человека, который помогает ребенку с церебральным параличом карабкаться по лестницам, нету. «Выбрать стратегию образования» ребенку помогут, а сходить в туалет и застегнуть штаны после туалета – не помогут. «Формировать познавательные интересы» ребенка школа готова, а вытереть ребенку-инвалиду рот после еды, завязать шапку, зашнуровать ботинки – не готова.
В письме Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей родителям детей-инвалидов предлагается пока, впредь до разработки профессионального стандарта ассистента (помощника), проходить медико-социальную экспертизу. Если ребенку нужна в школе какая-то техническая помощь, вписывать эту самую техническую помощь в индивидуальный план реабилитации (ИПР) ребенка. Позвольте заметить, что это практически невозможно: сегодня ребенку нужно помогать завязывать шнурки, а завтра надо будет помочь застегивать липучки на обуви. Всех бытовых подробностей в ИПР не внесешь.
Более того, на мой скромный взгляд, разработать толковый министерский приказ о профессиональном стандарте ассистента (помощника) – практически невозможно. Дети разные, одному надо пересесть с инвалидного кресла на горшок, другого следует придерживать за запястье в классе, чтобы мог писать буквы.
Мне кажется, разумнее предусмотреть в школах должность воспитателя, оказывающего детям-инвалидам любую техническую помощь. Или брать в школьный штат няню, которую приведут в школу родители, про которую родители скажут, что эта няня знает ребенка и умеет за ним ухаживать.
Разумеется, это при том только условии, что мы действительно хотим обеспечить всем детям, включая детей-инвалидов, равный доступ к образованию, если действительно хотим, чтобы здоровые дети и дети с особенностями учились вместе, если государство действительно готово в деле инклюзивного образования помогать.