Приходите за дипломом
С детьми-инвалидами работают люди без знаний и опыта
Просто хотелось понять
– Хочется сразу перейти к вашему дефектологическому эксперименту, но все-таки скажите сначала, какая тут связь с проектом Everland, с трудоустройством людей с инвалидностью? Дефектологи работают с детьми, вы – со взрослыми.
– Да, со взрослыми. Мы сейчас трудоустраиваем примерно сотню людей с инвалидностью в год. И еще примерно 400 человек сотрудничают с Everland как самозанятые и индивидуальные предприниматели. Многие из них – вчерашние школьники. Дети, которым обязаны были помочь школьные дефектологи. Когда в 2016 году мы основали Everland, с трудом собрали первую группу для обучения. Для нас главным была мотивация. Но серьезное намерение работать выказывало не больше 10% пришедших. Дело не только в работодателях, но и в самих людях с инвалидностью. Если школа им вовремя не поможет начать самореализовываться, нам будет трудно что-то сделать.
А еще я, как член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), много общаюсь с родителями особенных детей. Они постоянно рассказывают о сотрудниках школы с кучей дипломов по дефектологии, но совершенно в этой сфере некомпетентных.
– И вы решили попробовать получить такой диплом?
– Да, и не один. Важно: я не претендую на то, чтобы работать дефектологом. Я не сидел часами с такими детьми, у меня не было практики. Мне просто хотелось понять, чему дефектологов учат. Дефектолог – это, как известно, не врач, а особый педагог. Сегодня ему нужно иметь педагогическое или психологическое образование и диплом соответствующих курсов. Психологическое образование у меня есть. Я выбрал специализации «тифлопедагог» (работа с незрячими), «сурдопедагог» (с глухими) и «олигофренопедагог» (с детьми с умственной отсталостью).
Сурдопедагогику изучил на одних из наиболее популярных среди педагогов курсах переподготовки по дефектологии по 750-часовой программе и решением аттестационной комиссии получил диплом «учитель‑дефектолог». Все, что потребовалось, – сдать тест через интернет. Хочешь, посещай онлайн‑лекции, а хочешь, ничего не делай и сдай тест с помощью Google. И в обоих случаях – никакой реальной практики работы.
Дефектологи поневоле
– Вы не преувеличиваете проблему? Нашли место, где можно ничего не делать... Если человек хочет стать сурдологом, выберет что-то другое. Иначе как потом работать?
– Дело в том, что чаще всего такое образование получают школьные учителя. У них нет времени изучать дефектологию, они идут на курсы, просто чтобы получить корочку.
– Зачем им дополнительная корочка?
– Это началось в 2012 году. Появились инклюзивные классы, где вместе учатся дети с особенностями и нормотипичные. В советской системе было просто: есть обычные детские сады и школы, а есть коррекционные. Я не говорю, что так правильно, но в коррекционных школах работали люди, которые что-то понимали в дефектологии. А дефектологов в таком количестве, чтобы работать с детьми с нарушениями в рамках обычной школы, просто нет. Дефектологами принуждают становиться рядовых учителей. А у них просто нет времени этому учиться.
– А что с другими двумя дипломами?
– Да примерно то же. Кстати, заодно я стал дипломированным преподавателем психиатрии. В АНО «Московская медицинская академия имени С.П. Боткина» был курс психиатрии. Я им написал: «Я психолог по образованию, а по месту работы нужен медик». Не переживайте, говорят, можно и без медицинского образования: напишем вам «преподаватель психиатрии», обычно этого достаточно. Заплатил 50 тыс. руб. и поступил на курсы.
Обучения не было. Потом спросил, когда сдавать экзамены. А они мне: зачем? Приходите сразу за дипломом. Вот он, повешу на стену, придет мама ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС) и будет меня слушаться – преподаватель психиатрии сказал!
Худшая из школ
– Отсутствие хороших дефектологов сильно сказывается?
– Вот, например, что пишет одна мама из родительского сообщества: «Наша работа в Родительской приемной на 90% состоит из обращений, связанных с лютой некомпетентностью специалистов. Для детей с РАС это особенно критично. Без специальных знаний и навыков к их обучению просто нельзя подступаться. А про одну из школ у нас отдельное правило: всегда рассказываем родителям, что ребенка можно оттуда получить без зубов, с обезвоживанием, потерей веса, заиканием и откатом всех базовых навыков».
– А у ваших подопечных вы видите пробелы в коррекции, которые надо было бы заполнить в школе?
– Конечно! Элементарный пример – люди с нарушением слуха. Раньше они умели читать по губам. Теперь многие общаются с вами только через телефон. А если телефон разрядился? Или взять незрячих – с возрастом у них формируются специфические неврозы. Учить их профилактике должны еще в школе. Потом будет поздно. Проблемы взрослых слабовидящих не изучены. Он придет к психиатру, а тот зрячего и слепого лечит одинаково.
– Простите за банальность: что делать?
– Я считаю, что корочка, диплом – это начало. Получай его, как хочешь. Но потом изволь приехать в Институт коррекционной педагогики Минпросвещения РФ и сдай серьезный экзамен. Пока не сдашь, не должно быть у тебя права работать с такими детьми.
– Экзамен станет такой же формальностью, как получение диплома.
– Право принимать экзамены должно быть только у нескольких крупных центров – так процесс легко контролировать. Я надеюсь, будет организована широкая дискуссия на эту тему с участием ведущих специалистов-дефектологов со всей страны.
Фото Виктора Петрова