Яндекс.Метрика

Женщина, идите уже!

Хорошо ли учат общению с пациентами московских врачей

Из лучших побуждений родился скандал. Департамент здравоохранения Москвы, уже несколько лет прививающий городским врачам навыки правильной коммуникации, немного перестарался: в поликлиниках введена аудиозапись приемов, чтобы на практическом материале оценить, как это у врачей получается. За общим возмущением по поводу явного и массового нарушения врачебной тайны потерялось главное: что это за правильная коммуникация? Зачем она? Это сложно? Этому можно научиться?

Приказ о прослушке

Скандал начался в прошлую пятницу, когда стало известно о приказе Департамента здравоохранения №1241 от 20 декабря 2023 года. Его нет на официальном сайте, но он оказался в распоряжении «Русфонд.Медиа». Департамент пояснил нам, что аудиозапись приемов введена по просьбе самих же поликлиник. Точнее, их руководителей. Как в свое время повышение цен «по просьбам трудящихся». Как следует из приказа, аудиозапись велась и раньше в пилотном режиме в двух поликлиниках, а теперь будет распространена на все организации государственной системы здравоохранения Москвы. В каждой поликлинике этим будет заниматься специально выделенный сотрудник, записи будут «анонимизированы», причем «имеющейся у врачей техники достаточно для организации процесса».

Записать аудио не проблема. Но никто, в то числе и департамент, не может объяснить, что это за анонимизация. Фамилия пациента, симптомы, диагноз – все это может прозвучать в записи, и как с этим быть? Недовольны, и вполне справедливо, все: пациенты, врачи, юристы, доказывающие незаконность ведения такой записи. «Яблоко» уже потребовало от мэра Москвы отменить «приказ о прослушке».

«Ничего хорошего»

Цель «прослушки» ясна из приложения к приказу. Там описывается, как должен общаться с пациентом врач. Речь на самом деле об очень важной вещи. Медицинская коммуникация – целая наука, которой в развитых странах врачей обучают с университетской скамьи. И это не банальная вежливость, не правила хорошего тона, а обширный набор приемов и навыков, которыми нужно овладеть, чтобы улучшить результаты лечения, а кому-то, возможно, спасти жизнь.

Навыки общения критически важны для сбора анамнеза. Например, нередко пациент что-то недоговаривает, потому что боится или стесняется сообщить об определенных симптомах и подробностях. Надо создать для него комфортную атмосферу, слушать, ловить сигналы, которые могут оказаться важными, вовремя задавать и правильно формулировать вопросы.

Менее очевидной кажется польза коммуникации при выборе тактики лечения. Врач ведь все, что нужно, узнал – о чем еще говорить? Но на самом деле даже ответ на вопрос, оперировать или нет, часто зависит от приоритетов пациента. Кто-то готов рискнуть ради шанса на выздоровление, а кому-то существующего качества жизни достаточно. Ну и пациент – не механизм по выполнению врачебных предписаний. Подобрать лечение в зависимости от его мотивированности – тоже во многом коммуникационная задача.

Есть много клинических исследований, доказывающих, что умение врача общаться влияет на исход лечения. Знаю случай, когда пациент с раком горла отказался от лучевой терапии с использованием более новой техники просто потому, что на нее была небольшая очередь, а врач-онколог не захотел объяснять, в чем преимущество новой перед старой: «Что я вам буду рассказывать, вы же не врач». Лучевая терапия при раке головы и шеи всегда наносит вред окружающим тканям, а в этом случае дело закончилось гибелью пациента. Конечно, мы не знаем, что было бы, если бы врач убедил человека подождать. Но он мог хотя бы попытаться.

Не секрет, что у многих российских врачей с общением пока проблемы. Модель «я здесь главный, никого не слушаю, свои приказы не объясняю» в нашей стране как-то особенно прочно утвердилась и не спешит сдавать позиции. Особенно в государственных поликлиниках и больницах. Буквально каждый визит туда дает новый материал. В моей поликлинике работает прекрасный офтальмолог, которая, как я ни пытался ее к этому побудить, не в состоянии объяснить, что и для чего она прописывает. Притом что лечение помогает. А вот совсем недавний пример. На УЗИ сердца врач ультразвуковой диагностики вдруг сообщает мне: «У вас брадикардия». Я в курсе – это пониженная частота сердечных сокращений. Сама по себе ни о чем не говорит – у некоторых бывает, особенно если спортом занимаешься. Но ради эксперимента задаю естественный вопрос: что это такое и чего теперь ожидать? Ответ: «Ничего хорошего». И все, больше я от него ничего не добился.

Вежливый характер



Про медицинскую коммуникацию написаны целые тома, но в приказе №1241 описание, как правильно и как нет, занимает страницу. Рекомендовано «проявлять следующие черты характера: вежливость, доброжелательность, корректность и участие». «Не допускать насмешки по отношению к пациенту». Не использовать обезличивающие обращения «молодой человек, девушка, женщина», «негативные слова и односложные предложения „Стоп!“, „Хватит!“». Не завершать прием словами «выздоравливайте», «идите уже».

Советы неплохие, но местами странные. Что, например, плохого в слове «выздоравливайте»?

– В приказе много правильных рекомендаций, однако они достаточно очевидные, – говорит Анна Сонькина, педиатр, врач паллиативной медицины и основатель школы навыков профессионального медицинского общения «СоОбщение». – Мне трудно представить врача, который не скажет, что все это и так соблюдает. Запрещенные же слова больше относятся к общей культуре общения, а не к профессиональным навыкам. Нельзя заставить человека быть вежливым, можно только создать среду, в которой поведение, выражающее уважение к другому, считается единственно допустимым. К тому же выбор запретных слов выглядит субъективным: уместность многих из них зависит от контекста, интонации и других нюансов.

Приказ, по сути, подводит итог довольно долгой работы Департамента здравоохранения Москвы. Обучать врачей коммуникации здесь начали еще до ковида.

– Прежде всего нам тогда спустили сверху готовые шаблоны для разговора врача с пациентом, – рассказывает бывший департаментский тренер по коммуникациям. – Кто их сочинил, мы не знали. Я спросил: можно ли их менять? Говорят: нет, это вопрос политический. Это сверху. Мировым опытом мы не пользовались, хотя есть целая международная школа коммуникаций, так называемая Калгари-Кембриджская".

А главная проблема, считает тренер, состояла в том, что обучение было практически принудительным. Врачей обязывали посещать тренинги в свободное от работы время, хотя многие из них, немолодые люди без особых амбиций, не видели в этом для себя никакого смысла. Лишь единицы извлекали какую-то пользу из четырехчасовых занятий, по мнению бывшего тренера.

– Принудительность во всем этом меня особенно расстраивает, – говорит Сонькина. – Боюсь, что в результате еще больше врачей ушли из государственных клиник, потому что контроль создает огромный стресс и отвлекает от основной работы.

Департамент здравоохранения не смог оперативно ответить на вопрос, что происходит с обучением сейчас. Коллеги тренера, продолжающие там работать, говорят, что программа заметно расширилась, но принудительность, к сожалению, никуда не делась. Однако что-то все же, очень медленно и постепенно, меняется. В кадровом центре – так теперь называется эта обучающая структура – мне сообщили, что занятий по коммуникациям сейчас нет, но с февраля они возобновятся на базе поликлиник. Так, конечно, удобнее. Осталось объяснить сотрудникам поликлиник, зачем им это надо.

Иллюстрации Юлии Замжицкой
Оплатить
картой
Cloudpayments
Оплатить
картой
Payselection
Оплатить
картой
Mixplat
Регулярный
платеж
Крипто-
валюта
Оплатить
c PayPal
SberPay
QR и другое
Внимание! Криптовалюты здесь. Для пожертвования с карты зарубежного банка воспользуйтесь, пожалуйста, сервисами PayPal, Stripe или формой на сайте фонда-партнера в Казахстане rusfond.kz
Только благодаря вашей помощи мы помогаем лечить детей. Фонду нужны и средства для развития — чтобы расширять спектр диагнозов, с которыми работаем, поддерживать новые методы лечения, распространять медицинские знания. Любое ваше пожертвование поможет нам лучше, полнее, быстрее выполнять наши задачи.

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Внимание! Криптовалюты здесь. Для пожертвования с карты зарубежного банка воспользуйтесь, пожалуйста, сервисами PayPal, Stripe или формой на сайте фонда-партнера в Казахстане rusfond.kz
Только благодаря вашей помощи мы помогаем лечить детей. Фонду нужны и средства для развития — чтобы расширять спектр диагнозов, с которыми работаем, поддерживать новые методы лечения, распространять медицинские знания. Любое ваше пожертвование поможет нам лучше, полнее, быстрее выполнять наши задачи.

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Внимание! Криптовалюты здесь. Для пожертвования с карты зарубежного банка воспользуйтесь, пожалуйста, сервисами PayPal, Stripe или формой на сайте фонда-партнера в Казахстане rusfond.kz
Только благодаря вашей помощи мы помогаем лечить детей. Фонду нужны и средства для развития — чтобы расширять спектр диагнозов, с которыми работаем, поддерживать новые методы лечения, распространять медицинские знания. Любое ваше пожертвование поможет нам лучше, полнее, быстрее выполнять наши задачи.

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Внимание! Криптовалюты здесь. Для пожертвования с карты зарубежного банка воспользуйтесь, пожалуйста, сервисами PayPal, Stripe или формой на сайте фонда-партнера в Казахстане rusfond.kz
Только благодаря вашей помощи мы помогаем лечить детей. Фонду нужны и средства для развития — чтобы расширять спектр диагнозов, с которыми работаем, поддерживать новые методы лечения, распространять медицинские знания. Любое ваше пожертвование поможет нам лучше, полнее, быстрее выполнять наши задачи.

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Отписаться от регулярного пожертвования можно здесь

Внимание! Криптовалюты здесь. Для пожертвования с карты зарубежного банка воспользуйтесь, пожалуйста, сервисами PayPal, Stripe или формой на сайте фонда-партнера в Казахстане rusfond.kz
Для пожертвования криптовалютой скопируйте адрес или воспользуйтесь, пожалуйста, QR-кодом.
Bitcoin
bc1quqgt6edksk84rcgwqlklhya3uwgr8g3c38xge0
Ethereum
0xa06cFC044d923cd93003d835Cd409084ac605E76
Solana
BGbWHp9jsaTmcu9Z5LHYqaoJ6e73S1BJAA582cXWQ3cY
XRP
rUHuTm5yeFf7WSpuqsU4UCPt5pkqBxKTPF
Tron
TJ2bEnctTjuu4LWgv7SyUdNQ8sHW6ACywT
Если вы хотите отправить другую криптовалюту, напишите rusfond@rusfond.rs.
Приём обеспечивается при поддержке фонда-партнера «Удружење "Русфонд Београд"» в Сербии rusfond.rs
Внимание! Криптовалюты здесь. Для пожертвования с карты зарубежного банка воспользуйтесь, пожалуйста, сервисами PayPal, Stripe или формой на сайте фонда-партнера в Казахстане rusfond.kz

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Внимание! Криптовалюты здесь. Для пожертвования с карты зарубежного банка воспользуйтесь, пожалуйста, сервисами PayPal, Stripe или формой на сайте фонда-партнера в Казахстане rusfond.kz
Только благодаря вашей помощи мы помогаем лечить детей. Фонду нужны и средства для развития — чтобы расширять спектр диагнозов, с которыми работаем, поддерживать новые методы лечения, распространять медицинские знания. Любое ваше пожертвование поможет нам лучше, полнее, быстрее выполнять наши задачи.

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Внимание! Криптовалюты здесь. Для пожертвования с карты зарубежного банка воспользуйтесь, пожалуйста, сервисами PayPal, Stripe или формой на сайте фонда-партнера в Казахстане rusfond.kz
Введите сумму пожертвования в форме выше. После этого введите номер телефона в открывшемся окне виджета оплаты. На ваш телефон будет отправлено СМС-сообщение с просьбой подтвердить платеж. Cпасибо!

Отправить пожертвование можно со счета мобильного телефона оператора — «Мегафон», «Билайн» или МТС.

Дорогие друзья, абоненты Tele2!
Будьте внимательны!

От имени Русфонда (и без нашего на то согласия!) оператор поднял минимум пожертвований с привычного 1 руб. до 75 руб. а комиссию – 8% плюс 10 руб., которую оплачиваете вы при совершении платежа в пользу оператора.
Предлагаем вам альтернативу: жертвуйте по cистеме быстрых платежей (СБП). Комиссия – 0,4%, платит Русфонд. Или с помощью QR-кода. Подробнее здесь.

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течении четырех банковских дней.

Скачайте мобильное приложение Русфонда:

App Store

Google Play

Скачайте из RuStore

Другие способы

Банковский перевод Альфа•банк Vk Pay Stripe
;