Яндекс.Метрика

Женщина, идите уже!

Хорошо ли учат общению с пациентами московских врачей

Из лучших побуждений родился скандал. Департамент здравоохранения Москвы, уже несколько лет прививающий городским врачам навыки правильной коммуникации, немного перестарался: в поликлиниках введена аудиозапись приемов, чтобы на практическом материале оценить, как это у врачей получается. За общим возмущением по поводу явного и массового нарушения врачебной тайны потерялось главное: что это за правильная коммуникация? Зачем она? Это сложно? Этому можно научиться?

Приказ о прослушке

Скандал начался в прошлую пятницу, когда стало известно о приказе Департамента здравоохранения №1241 от 20 декабря 2023 года. Его нет на официальном сайте, но он оказался в распоряжении «Русфонд.Медиа». Департамент пояснил нам, что аудиозапись приемов введена по просьбе самих же поликлиник. Точнее, их руководителей. Как в свое время повышение цен «по просьбам трудящихся». Как следует из приказа, аудиозапись велась и раньше в пилотном режиме в двух поликлиниках, а теперь будет распространена на все организации государственной системы здравоохранения Москвы. В каждой поликлинике этим будет заниматься специально выделенный сотрудник, записи будут «анонимизированы», причем «имеющейся у врачей техники достаточно для организации процесса».

Записать аудио не проблема. Но никто, в то числе и департамент, не может объяснить, что это за анонимизация. Фамилия пациента, симптомы, диагноз – все это может прозвучать в записи, и как с этим быть? Недовольны, и вполне справедливо, все: пациенты, врачи, юристы, доказывающие незаконность ведения такой записи. «Яблоко» уже потребовало от мэра Москвы отменить «приказ о прослушке».

«Ничего хорошего»

Цель «прослушки» ясна из приложения к приказу. Там описывается, как должен общаться с пациентом врач. Речь на самом деле об очень важной вещи. Медицинская коммуникация – целая наука, которой в развитых странах врачей обучают с университетской скамьи. И это не банальная вежливость, не правила хорошего тона, а обширный набор приемов и навыков, которыми нужно овладеть, чтобы улучшить результаты лечения, а кому-то, возможно, спасти жизнь.

Навыки общения критически важны для сбора анамнеза. Например, нередко пациент что-то недоговаривает, потому что боится или стесняется сообщить об определенных симптомах и подробностях. Надо создать для него комфортную атмосферу, слушать, ловить сигналы, которые могут оказаться важными, вовремя задавать и правильно формулировать вопросы.

Менее очевидной кажется польза коммуникации при выборе тактики лечения. Врач ведь все, что нужно, узнал – о чем еще говорить? Но на самом деле даже ответ на вопрос, оперировать или нет, часто зависит от приоритетов пациента. Кто-то готов рискнуть ради шанса на выздоровление, а кому-то существующего качества жизни достаточно. Ну и пациент – не механизм по выполнению врачебных предписаний. Подобрать лечение в зависимости от его мотивированности – тоже во многом коммуникационная задача.

Есть много клинических исследований, доказывающих, что умение врача общаться влияет на исход лечения. Знаю случай, когда пациент с раком горла отказался от лучевой терапии с использованием более новой техники просто потому, что на нее была небольшая очередь, а врач-онколог не захотел объяснять, в чем преимущество новой перед старой: «Что я вам буду рассказывать, вы же не врач». Лучевая терапия при раке головы и шеи всегда наносит вред окружающим тканям, а в этом случае дело закончилось гибелью пациента. Конечно, мы не знаем, что было бы, если бы врач убедил человека подождать. Но он мог хотя бы попытаться.

Не секрет, что у многих российских врачей с общением пока проблемы. Модель «я здесь главный, никого не слушаю, свои приказы не объясняю» в нашей стране как-то особенно прочно утвердилась и не спешит сдавать позиции. Особенно в государственных поликлиниках и больницах. Буквально каждый визит туда дает новый материал. В моей поликлинике работает прекрасный офтальмолог, которая, как я ни пытался ее к этому побудить, не в состоянии объяснить, что и для чего она прописывает. Притом что лечение помогает. А вот совсем недавний пример. На УЗИ сердца врач ультразвуковой диагностики вдруг сообщает мне: «У вас брадикардия». Я в курсе – это пониженная частота сердечных сокращений. Сама по себе ни о чем не говорит – у некоторых бывает, особенно если спортом занимаешься. Но ради эксперимента задаю естественный вопрос: что это такое и чего теперь ожидать? Ответ: «Ничего хорошего». И все, больше я от него ничего не добился.

Вежливый характер



Про медицинскую коммуникацию написаны целые тома, но в приказе №1241 описание, как правильно и как нет, занимает страницу. Рекомендовано «проявлять следующие черты характера: вежливость, доброжелательность, корректность и участие». «Не допускать насмешки по отношению к пациенту». Не использовать обезличивающие обращения «молодой человек, девушка, женщина», «негативные слова и односложные предложения „Стоп!“, „Хватит!“». Не завершать прием словами «выздоравливайте», «идите уже».

Советы неплохие, но местами странные. Что, например, плохого в слове «выздоравливайте»?

– В приказе много правильных рекомендаций, однако они достаточно очевидные, – говорит Анна Сонькина, педиатр, врач паллиативной медицины и основатель школы навыков профессионального медицинского общения «СоОбщение». – Мне трудно представить врача, который не скажет, что все это и так соблюдает. Запрещенные же слова больше относятся к общей культуре общения, а не к профессиональным навыкам. Нельзя заставить человека быть вежливым, можно только создать среду, в которой поведение, выражающее уважение к другому, считается единственно допустимым. К тому же выбор запретных слов выглядит субъективным: уместность многих из них зависит от контекста, интонации и других нюансов.

Приказ, по сути, подводит итог довольно долгой работы Департамента здравоохранения Москвы. Обучать врачей коммуникации здесь начали еще до ковида.

– Прежде всего нам тогда спустили сверху готовые шаблоны для разговора врача с пациентом, – рассказывает бывший департаментский тренер по коммуникациям. – Кто их сочинил, мы не знали. Я спросил: можно ли их менять? Говорят: нет, это вопрос политический. Это сверху. Мировым опытом мы не пользовались, хотя есть целая международная школа коммуникаций, так называемая Калгари-Кембриджская".

А главная проблема, считает тренер, состояла в том, что обучение было практически принудительным. Врачей обязывали посещать тренинги в свободное от работы время, хотя многие из них, немолодые люди без особых амбиций, не видели в этом для себя никакого смысла. Лишь единицы извлекали какую-то пользу из четырехчасовых занятий, по мнению бывшего тренера.

– Принудительность во всем этом меня особенно расстраивает, – говорит Сонькина. – Боюсь, что в результате еще больше врачей ушли из государственных клиник, потому что контроль создает огромный стресс и отвлекает от основной работы.

Департамент здравоохранения не смог оперативно ответить на вопрос, что происходит с обучением сейчас. Коллеги тренера, продолжающие там работать, говорят, что программа заметно расширилась, но принудительность, к сожалению, никуда не делась. Однако что-то все же, очень медленно и постепенно, меняется. В кадровом центре – так теперь называется эта обучающая структура – мне сообщили, что занятий по коммуникациям сейчас нет, но с февраля они возобновятся на базе поликлиник. Так, конечно, удобнее. Осталось объяснить сотрудникам поликлиник, зачем им это надо.

Иллюстрации Юлии Замжицкой
Оплатить
картой
Cloudpayments
Оплатить
картой
Payselection
Авто-
платежи
Оплатить
c PayPal
QR и другое
Для пожертвования с карты зарубежного банка воспользуйтесь, пожалуйста, сервисами PayPal, Stripe или формой на сайте фонда-партнера в Казахстане rusfond.kz
Только благодаря вашей помощи мы помогаем лечить детей. Фонду нужны и средства для развития — чтобы расширять спектр диагнозов, с которыми работаем, поддерживать новые методы лечения, распространять медицинские знания. Любое ваше пожертвование поможет нам лучше, полнее, быстрее выполнять наши задачи.

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Для пожертвования с карты зарубежного банка воспользуйтесь, пожалуйста, сервисами PayPal, Stripe или формой на сайте фонда-партнера в Казахстане rusfond.kz

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Для пожертвования с карты зарубежного банка воспользуйтесь, пожалуйста, сервисами PayPal, Stripe или формой на сайте фонда-партнера в Казахстане rusfond.kz

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Отписаться от пожертвования можно здесь

Для пожертвования с карты зарубежного банка воспользуйтесь, пожалуйста, сервисами PayPal, Stripe или формой на сайте фонда-партнера в Казахстане rusfond.kz

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Для пожертвования с карты зарубежного банка воспользуйтесь, пожалуйста, сервисами PayPal, Stripe или формой на сайте фонда-партнера в Казахстане rusfond.kz

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Введите сумму пожертвования в форме выше. После этого введите номер телефона в открывшемся окне виджета оплаты. На ваш телефон будет отправлено СМС-сообщение с просьбой подтвердить платеж. Cпасибо!

Отправить пожертвование можно со счета мобильного телефона оператора — «Мегафон», «Билайн» или МТС.

Дорогие друзья, абоненты Tele2!
Будьте внимательны!

От имени Русфонда (и без нашего на то согласия!) оператор поднял минимум пожертвований с привычного 1 руб. до 75 руб. а комиссию – 8% плюс 10 руб., которую оплачиваете вы при совершении платежа в пользу оператора.
Предлагаем вам альтернативу: жертвуйте по cистеме быстрых платежей (СБП). Комиссия – 0,4%, платит Русфонд. Или с помощью QR-кода. Подробнее здесь.

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течении четырех банковских дней.

Скачайте мобильное приложение Русфонда:

App Store

Google Play

Скачайте из RuStore

Другие способы

Банковский перевод Альфа•банк Vk Pay Stripe