Зачем?
КПРФ хочет обязать СМИ увязывать тексты с минздравами
Выступать меня пригласили седьмым, после депутатов и чиновников, а те неожиданно взялись обсуждать прошлогодний проект КПРФ об изменениях в закон РФ о СМИ. Предлагалось обязать редакции перед публикацией справляться в федеральном и региональных минздравах «о возможности и сроках получения такой помощи за счет бюджета» (в трактовке проекта есть свои хитрости – об этом в материале Алексея Каменского «Эмоции – запретить»). На деле эта поправка, будучи принята Госдумой, сведет на нет благотворительный фандрайзинг в СМИ. Пришлось импровизировать. Вот сокращенная версия.
– Уважаемые коллеги, сожалею, что организаторы не предупредили Русфонд о реальной повестке. Удивительно, но никто из ораторов вообще не вспомнил о фальшивых публикациях в социальных сетях. А именно там орудуют мошенники. Но о них здесь не говорят. Все выступления – только о совершенствовании отношений СМИ и минздравов обоих уровней. Какими же должны быть, по мнению КПРФ, эти отношения?
Сначала расскажу о стандартах Русфонда. Основанный «Коммерсантом» в 1996 году, сегодня Русфонд – это полмиллиона частных жертвователей и тысяча компаний. Это 14 региональных бюро, 138 СМИ-партнеров, 80 клиник-партнеров и поставщиков медицинских изделий. В последние десять лет это ежегодные сборы по 1,5 млрд руб. и оплата лечения в среднем 2 тыс. детей. В этом году пожертвования растут до 1,75 млрд руб.
Так вот, до передачи текстов в печать Русфонд обязан располагать информированным согласием автора просьбы на публикацию данных из приложенных документов. До публикации обязательна беседа эксперта Русфонда с врачом и автором письма. Публикация сопровождается комментарием врача. Обязательны публичные отчеты об итогах сборов и лечения.
Эти стандарты как минимум гарантируют Русфонду и нашим СМИ достоверность просьб. Однако в КПРФ полагают, будто половина фандрайзинговых публикаций вовсе не нужна, потому что-де публичные сборы подменяют госбюджет.
Уверен, никакие редакции СМИ не будут обращаться за разрешениями в минздравы. Прими Госдума такой закон, СМИ потребуют министерские разрешения от наших фондов. И вот если закон примут, то это будет означать одно: Госдума закроет фандрайзинговые фонды. И тысячи детей и взрослых с тяжелыми, а то и смертельными болезнями останутся без помощи.
Смотрите: в проекте закона нет ни слова об обязанностях минздравов. И вот Минздрав РФ получает нашу просьбу, изучает, то есть справляется в клинике «о возможности и сроках получения медпомощи гражданину из бюджетных средств». И тут выясняется, что «возможность из бюджетных средств» отсутствует, а «срок получения» не определяется. Возможно такое? Да, по логике самой КПРФ 50% фандрайзинговых публикаций не нужны. То есть другие 50% все ж таки надо публиковать? Как вы думаете, будет Минздрав РФ сообщать Русфонду о «невозможности» и об отложенном «сроке получения»? И как долго нам ждать эти ответы Минздрава РФ? Неделю, месяц, полгода? А ну как вовсе не ответит? Тогда вообще не публиковать? А на другом конце переписки – клиника, врач и тот самый объект помощи: больной ребенок, его семья...
Но нам с вами не надо гадать. Вот реальная одиннадцатилетняя практика горячей линии Минздрава РФ. В 2013 году это ведомство предложило направлять ему такие читательские просьбы. Мы исправно направляем, в этом году – 56 просьб. Докладываю: на сегодня получили 34 ответа (60,7%), в том числе одному автору обещано лечение за счет бюджета. И 33 просьбы Минздрав РФ переправил в регионы...
Теперь прикинем: в 2024 году Русфонд поможет публичными сборами ориентировочно 2400 гражданам. То есть при нашем графике публикаций следовало бы еженедельно отправлять в Минздрав РФ по 47 писем.
Еще раз: по 47 просьб в неделю!
И вот у меня вопрос: коллеги, зачем лес городить?
Фото: duma.gov.ru
Лев Амбиндер