12.09.2008
ВОЛОНТЕРЫ ПОТАНИНА
Лев АМБИНДЕР, руководитель Российского фонда помощи
Завершившийся в Москве трехдневный фестиваль студенческих волонтерских проектов вновь продемонстрировал, что его организатор – Фонд Владимира Потанина является лидером отечественной корпоративной благотворительности. Фестиваль стал финалом многомесячного конкурса-марафона, когда команды стипендиатов Владимира Потанина сначала придумали социальные проекты, защитили их при соискании грантов, а потом сами и реализовали. Конкурс предполагал восемь грантов для победителей, но он оказался настолько востребованным, что реализовано было 19 проектов.
*Созданный в 1999 году благотворительный Фонд Владимира Потанина ведет 13 долгосрочных программ в области образования и культуры, это более 400 грантов и 2 300 стипендий ежегодно. Самый крупный проект, Федеральная стипендиальная программа Владимира Потанина, предусматривает поддержку активных талантливых студентов 67 ведущих государственных вузов как будущей элиты России. Стипендиатами ежегодно становятся 1330 студентов, за восемь лет в конкурсах участвовало свыше 100 тыс. человек. Сейчас стипендия Потанина составляет 3000 рублей в месяц. Подробности на сайте www.stipendia.ru.
– Это был эксперимент, и он удался, – сказала мне исполнительный директор Фонда Потанина Наталья Самойленко. Она руководила этим конкурсом и, по-моему, до сих пор еще не отошла, переживая его коллизии, хотя все уже позади.
Идея и в самом деле необычна: конкурс среди победителей потанинских же конкурсов. Причем выигравшие обязаны затем свои проекты еще и воплотить на практике. Понятно волнение Натальи Самойленко, фонд и впрямь рисковал: а ну как победители потом забросят свои проекты? Волонтерство – это же не только энтузиазм и креатив. Это еще и необязательность исполнения, то есть в известном смысле безответственность. Волонтер добровольно принимает на себя некие социальные обязательства, и он вправе от них отказаться. Волонтер – это тот же благотворитель, только он жертвует не деньги, а свои идеи и свое время. И как любой благотворитель, он сам решает, вкладываться или погодить.
А теперь представьте: 1330 ежегодных стипендиатов Владимира Потанина – это не просто отличники учебы. Это обязательно еще и лидеры в своих сообществах, формальные или неформальные – неважно, такова стратегическая установка фонда. Большинство этих ребят еще и работают. То есть у них повседневных забот выше крыши, но Фонд Потанина хочет, чтобы они еще и общались между собой, нарабатывали новые идеи и даже новые практики. Будущая интеллектуальная гуманитарная и деловая элита страны, объединенная общими целями и интересами, – такова очевидная сверхзадача Владимира Потанина. Именно с этой целью фонд ежегодно проводит среди стипендиатов деловые игры, к которым студенты разрабатывают бизнес-проекты и затем защищают их в дискуссиях с экспертами-профессионалами. Так вот, при всей загруженности потанинских отличников деловые игры фонда среди них завидно популярны.
– Мы всегда считали, – говорит Наталья Самойленко, – что у наших ребят нет необходимых компетенций для дальнейшего продвижения в жизни. Надо уметь работать в коллективе, знать и понимать управленческие механизмы. Нужен широкий взгляд на современное состояние общества. Этого вузы не дают. Деловые игры погружают ребят в проблематику современной жизни.
Эти игры не имели конкретного продолжения, они заканчивались в кабинетах. Хотя, как утверждает Наталья Самойленко, несколько бизнес-идей были потом подхвачены и реализованы «совершенно другими людьми». Так вот, в прошлом году фонд решил, что всего этого мало, нужен еще и конкурс социальных проектов. Причем проекты-победители авторам следовало воплотить в жизнь. Фонд предусмотрел восемь грантов (по одному на семь федеральных округов плюс для студенчества Москвы). Проекты волонтерские, гранты предназначались строго на организационные расходы.
Почему именно волонтерские?
– Для нас была важна социальная активность ребят, – говорит Наталья Самойленко, – не хотелось, чтобы конкурс превратился в очередную подработку. Это была бы другая история.
Материалы проектов есть на сайте фонда www.stipendia.ru. Мне показались наиболее интересными вот эти: «Подари каплю надежды» Тверского госуниверситета (развитие донорства крови среди студенчества), «Красная линия» Тюменского нефтегазового института (краеведческий проект), «Бумажный бум» Московского госуниверситета (организация сбора макулатуры и озеленения школьных территорий), «Смотри в.Даль» Дальневосточного госуниверситета путей сообщения (пропаганда литературного русского языка), «In-science» Казанского технического университета (Сетевой интернет-проект для студентов, занимающихся научной работой).
Сейчас в стране есть масса грантовых конкурсов социальных проектов, их проводят региональные администрации, частные и корпоративные фонды. Существует уже и немало благотворительных стипендиальных программ. Новость первого волонтерского конкурса Фонда Потанина в том, что здесь совместили собственную стипендиальную программу с практикой социального проектирования, и все получилось.
– Мы немного надеялись, – сказала мне Наталья Самойленко, – что часть проектов даже без наших грантов будет выполнена. Победных мест всего восемь, но от ребят шел такой заряд энергии.
И действительно, «без грантов» воплощены еще одиннадцать проектов. То есть созданы среда и система, способные продуцировать эту энергию студентов. Созданы и опробованы. Все работает. Можно брать на вооружение.
ВОЛОНТЕРЫ ПОТАНИНА
Лев АМБИНДЕР, руководитель Российского фонда помощи
Завершившийся в Москве трехдневный фестиваль студенческих волонтерских проектов вновь продемонстрировал, что его организатор – Фонд Владимира Потанина является лидером отечественной корпоративной благотворительности. Фестиваль стал финалом многомесячного конкурса-марафона, когда команды стипендиатов Владимира Потанина сначала придумали социальные проекты, защитили их при соискании грантов, а потом сами и реализовали. Конкурс предполагал восемь грантов для победителей, но он оказался настолько востребованным, что реализовано было 19 проектов.
*Созданный в 1999 году благотворительный Фонд Владимира Потанина ведет 13 долгосрочных программ в области образования и культуры, это более 400 грантов и 2 300 стипендий ежегодно. Самый крупный проект, Федеральная стипендиальная программа Владимира Потанина, предусматривает поддержку активных талантливых студентов 67 ведущих государственных вузов как будущей элиты России. Стипендиатами ежегодно становятся 1330 студентов, за восемь лет в конкурсах участвовало свыше 100 тыс. человек. Сейчас стипендия Потанина составляет 3000 рублей в месяц. Подробности на сайте www.stipendia.ru.
– Это был эксперимент, и он удался, – сказала мне исполнительный директор Фонда Потанина Наталья Самойленко. Она руководила этим конкурсом и, по-моему, до сих пор еще не отошла, переживая его коллизии, хотя все уже позади.
Идея и в самом деле необычна: конкурс среди победителей потанинских же конкурсов. Причем выигравшие обязаны затем свои проекты еще и воплотить на практике. Понятно волнение Натальи Самойленко, фонд и впрямь рисковал: а ну как победители потом забросят свои проекты? Волонтерство – это же не только энтузиазм и креатив. Это еще и необязательность исполнения, то есть в известном смысле безответственность. Волонтер добровольно принимает на себя некие социальные обязательства, и он вправе от них отказаться. Волонтер – это тот же благотворитель, только он жертвует не деньги, а свои идеи и свое время. И как любой благотворитель, он сам решает, вкладываться или погодить.
А теперь представьте: 1330 ежегодных стипендиатов Владимира Потанина – это не просто отличники учебы. Это обязательно еще и лидеры в своих сообществах, формальные или неформальные – неважно, такова стратегическая установка фонда. Большинство этих ребят еще и работают. То есть у них повседневных забот выше крыши, но Фонд Потанина хочет, чтобы они еще и общались между собой, нарабатывали новые идеи и даже новые практики. Будущая интеллектуальная гуманитарная и деловая элита страны, объединенная общими целями и интересами, – такова очевидная сверхзадача Владимира Потанина. Именно с этой целью фонд ежегодно проводит среди стипендиатов деловые игры, к которым студенты разрабатывают бизнес-проекты и затем защищают их в дискуссиях с экспертами-профессионалами. Так вот, при всей загруженности потанинских отличников деловые игры фонда среди них завидно популярны.
– Мы всегда считали, – говорит Наталья Самойленко, – что у наших ребят нет необходимых компетенций для дальнейшего продвижения в жизни. Надо уметь работать в коллективе, знать и понимать управленческие механизмы. Нужен широкий взгляд на современное состояние общества. Этого вузы не дают. Деловые игры погружают ребят в проблематику современной жизни.
Эти игры не имели конкретного продолжения, они заканчивались в кабинетах. Хотя, как утверждает Наталья Самойленко, несколько бизнес-идей были потом подхвачены и реализованы «совершенно другими людьми». Так вот, в прошлом году фонд решил, что всего этого мало, нужен еще и конкурс социальных проектов. Причем проекты-победители авторам следовало воплотить в жизнь. Фонд предусмотрел восемь грантов (по одному на семь федеральных округов плюс для студенчества Москвы). Проекты волонтерские, гранты предназначались строго на организационные расходы.
Почему именно волонтерские?
– Для нас была важна социальная активность ребят, – говорит Наталья Самойленко, – не хотелось, чтобы конкурс превратился в очередную подработку. Это была бы другая история.
Материалы проектов есть на сайте фонда www.stipendia.ru. Мне показались наиболее интересными вот эти: «Подари каплю надежды» Тверского госуниверситета (развитие донорства крови среди студенчества), «Красная линия» Тюменского нефтегазового института (краеведческий проект), «Бумажный бум» Московского госуниверситета (организация сбора макулатуры и озеленения школьных территорий), «Смотри в.Даль» Дальневосточного госуниверситета путей сообщения (пропаганда литературного русского языка), «In-science» Казанского технического университета (Сетевой интернет-проект для студентов, занимающихся научной работой).
Сейчас в стране есть масса грантовых конкурсов социальных проектов, их проводят региональные администрации, частные и корпоративные фонды. Существует уже и немало благотворительных стипендиальных программ. Новость первого волонтерского конкурса Фонда Потанина в том, что здесь совместили собственную стипендиальную программу с практикой социального проектирования, и все получилось.
– Мы немного надеялись, – сказала мне Наталья Самойленко, – что часть проектов даже без наших грантов будет выполнена. Победных мест всего восемь, но от ребят шел такой заряд энергии.
И действительно, «без грантов» воплощены еще одиннадцать проектов. То есть созданы среда и система, способные продуцировать эту энергию студентов. Созданы и опробованы. Все работает. Можно брать на вооружение.