ПРЕССА ПЛОХА.
ДА ЗДРАВСТВУЕТ ПРЕССА
Лев АМБИНДЕР,
руководитель Российского фонда помощи
2 июля в Москве Агентство социальной информации (АСИ) презентовало на встрече с журналистами результаты социологических исследований по проблемам и перспективам общественной поддержки деятельности некоммерческих организаций (НКО). Эта работа, только что выполненная исследовательской группой ЦИРКОН по заказу АСИ, «посвящена теме доверия граждан к благотворительным организациям. Исследователям удалось выявить новые тенденции, которые обнадеживают», – заявила в интервью газете «Коммерсантъ» директор агентства Елена Тополева.
Основанное в 1994 году Агентство социальной информации (АСИ) является одной из ведущих в РФ экспертных и информационных организаций в области развития гражданского сектора. АСИ занимается освещением гражданских инициатив и PR-деятельностью, выпуская книги, брошюры и бюллетени по проблемам социальной сферы. Его сайты www.asi.org.ru, www.nashi-deti.ru, www.nkozakon.ru и www.soc-otvet.ru посвящены становлению структур гражданского общества, взаимодействию НКО и власти, добровольческим инициативам, благотворительности и социальной ответственности бизнеса.
АСИ получило крупный грант на продвижение в обществе идей организованной благотворительности и другой общественной деятельности при помощи НКО и с вполне прагматическими целями заказало ЦИРКОНу это исследование. «Мы планируем кампанию федерального уровня,– рассказывает Елена Тополева, – она должна привести к большему, чем сейчас, участию граждан в работе НКО через волонтерство и частные пожертвования. Как показывают результаты ЦИРКОНа, у граждан такая потребность есть. Вопрос в том, как совместить эту потребность с НКО». ЦИРКОН в последние годы провел несколько таких исследований, «Коммерсантъ» уже знакомил читателей с выводами на этот счет генерального директора Игоря Задорина («Коммерсантъ» за 29.06.2007).
На этот раз исследования проводились в пяти городах (Барнауле, Калининграде, Краснодаре, Москве и Нижнем Новгороде) по репрезентативной выборке среди граждан в возрасте от 25 до 45 лет и среди лидеров НКО, а также по результатам фокус-групп.
Полученные результаты весьма противоречивы, но в АСИ считают, что «им можно верить, так как аналогичные исследования, проведенные в стране за последнее время, приводят к весьма схожим выводам». Так вот, при том, что наши граждане по-прежнему мало осведомлены о благотворительной деятельности НКО «и динамика на этот счет не очень позитивная», впервые абсолютное большинство респондентов (80 процентов) заявило о желании иметь больше информации о такой общественной работе, а половина опрошенных продекларировала готовность к личному участию в организованной филантропии. Новостью исследования стала «карьерная мотивация» готовности многих респондентов участвовать в работе НКО, и этот мотив всерьез конкурирует с традиционным состраданием. Филантропия, оказывается, помогает завести нужные связи и способствует быстрому карьерному росту. Этот мотив у нас в стране отмечается впервые, на западе он давно вошел в привычку.
О своем сегодняшнем участии в благотворительности заявили 10 процентов опрошенных москвичей, в остальных городах этот показатель на уровне 3-4 процентов. Исследователи находят это соотношение вполне объяснимым. В Москве самый высокий уровень жизни, москвичи чаще бывают за границей, они лучше знакомы с традициями филантропии в Европе и в США.
Большинство опрошенных хотели бы помогать детям, прежде всего, сиротам и беспризорным. При этом наиболее важными проблемами своих городов респонденты считают социальные болезни и охрану окружающей среды. Исследователи также отмечают, что большинство граждан хотело бы участвовать в организованной благотворительности в качестве волонтеров, но никак не жертвователей. Жертвовать надо лично и напрямую, по-прежнему, как и много лет назад, считает большинство, отказывая в доверии благотворительным фондам. Респонденты находят эти фонды непрозрачными и потому «вороватыми», показали фокус-группы, «так как у нас воруют все». При этом люди по-прежнему делят ответственность за закрытость НКО между самими этими организациями и прессой, печатной и электронной. Респонденты винят газеты и телевидение в негативном освещении деятельности НКО и создании им отрицательного имиджа. Они считают СМИ ответственными за слабую информированность населения об организованной благотворительности. И именно прессу горожане по-прежнему повсеместно находят лучшим коммуникатором.
Однако вряд ли в ближайшее время отношение прессы в благостной теме филантропии кардинально изменится. Но есть еще интернет. Сегодня многие благотворительные фонды и другие НКО содержат собственные сайты. У этих изданий как минимум два отличия от традиционных СМИ и оба делают их ущербными. Эти сайты безразмерны и среди их создателей нет журналистов. Отсутствие профессиональной редактуры делает такие сайты и сами НКО невостребованными, а не закрытость или «непрозрачность». Зайдите в интернет и вы быстро обнаружите сайты фондов, непрозрачные и неубедительные, но им ежегодно жертвуют десятки миллионов рублей. Я-то убежден, что максимальная прозрачность и открытость и впрямь в конце концов дают наибольший эффект. Весь опыт Российского фонда помощи как раз об этом. Но такие инструменты очень накладны. И вот если обществу важны эти качества НКО, то, может, стоит Агентству социальной информации, реализуя свою PR-программу, присмотреться к проблемам профессиональной интернет-подготовки НКО?
Итоговое резюме ЦИРКОНА по результатам исследования (doc, 110kb).
ДА ЗДРАВСТВУЕТ ПРЕССА
Лев АМБИНДЕР,
руководитель Российского фонда помощи
2 июля в Москве Агентство социальной информации (АСИ) презентовало на встрече с журналистами результаты социологических исследований по проблемам и перспективам общественной поддержки деятельности некоммерческих организаций (НКО). Эта работа, только что выполненная исследовательской группой ЦИРКОН по заказу АСИ, «посвящена теме доверия граждан к благотворительным организациям. Исследователям удалось выявить новые тенденции, которые обнадеживают», – заявила в интервью газете «Коммерсантъ» директор агентства Елена Тополева.
Основанное в 1994 году Агентство социальной информации (АСИ) является одной из ведущих в РФ экспертных и информационных организаций в области развития гражданского сектора. АСИ занимается освещением гражданских инициатив и PR-деятельностью, выпуская книги, брошюры и бюллетени по проблемам социальной сферы. Его сайты www.asi.org.ru, www.nashi-deti.ru, www.nkozakon.ru и www.soc-otvet.ru посвящены становлению структур гражданского общества, взаимодействию НКО и власти, добровольческим инициативам, благотворительности и социальной ответственности бизнеса.
АСИ получило крупный грант на продвижение в обществе идей организованной благотворительности и другой общественной деятельности при помощи НКО и с вполне прагматическими целями заказало ЦИРКОНу это исследование. «Мы планируем кампанию федерального уровня,– рассказывает Елена Тополева, – она должна привести к большему, чем сейчас, участию граждан в работе НКО через волонтерство и частные пожертвования. Как показывают результаты ЦИРКОНа, у граждан такая потребность есть. Вопрос в том, как совместить эту потребность с НКО». ЦИРКОН в последние годы провел несколько таких исследований, «Коммерсантъ» уже знакомил читателей с выводами на этот счет генерального директора Игоря Задорина («Коммерсантъ» за 29.06.2007).
На этот раз исследования проводились в пяти городах (Барнауле, Калининграде, Краснодаре, Москве и Нижнем Новгороде) по репрезентативной выборке среди граждан в возрасте от 25 до 45 лет и среди лидеров НКО, а также по результатам фокус-групп.
Полученные результаты весьма противоречивы, но в АСИ считают, что «им можно верить, так как аналогичные исследования, проведенные в стране за последнее время, приводят к весьма схожим выводам». Так вот, при том, что наши граждане по-прежнему мало осведомлены о благотворительной деятельности НКО «и динамика на этот счет не очень позитивная», впервые абсолютное большинство респондентов (80 процентов) заявило о желании иметь больше информации о такой общественной работе, а половина опрошенных продекларировала готовность к личному участию в организованной филантропии. Новостью исследования стала «карьерная мотивация» готовности многих респондентов участвовать в работе НКО, и этот мотив всерьез конкурирует с традиционным состраданием. Филантропия, оказывается, помогает завести нужные связи и способствует быстрому карьерному росту. Этот мотив у нас в стране отмечается впервые, на западе он давно вошел в привычку.
О своем сегодняшнем участии в благотворительности заявили 10 процентов опрошенных москвичей, в остальных городах этот показатель на уровне 3-4 процентов. Исследователи находят это соотношение вполне объяснимым. В Москве самый высокий уровень жизни, москвичи чаще бывают за границей, они лучше знакомы с традициями филантропии в Европе и в США.
Большинство опрошенных хотели бы помогать детям, прежде всего, сиротам и беспризорным. При этом наиболее важными проблемами своих городов респонденты считают социальные болезни и охрану окружающей среды. Исследователи также отмечают, что большинство граждан хотело бы участвовать в организованной благотворительности в качестве волонтеров, но никак не жертвователей. Жертвовать надо лично и напрямую, по-прежнему, как и много лет назад, считает большинство, отказывая в доверии благотворительным фондам. Респонденты находят эти фонды непрозрачными и потому «вороватыми», показали фокус-группы, «так как у нас воруют все». При этом люди по-прежнему делят ответственность за закрытость НКО между самими этими организациями и прессой, печатной и электронной. Респонденты винят газеты и телевидение в негативном освещении деятельности НКО и создании им отрицательного имиджа. Они считают СМИ ответственными за слабую информированность населения об организованной благотворительности. И именно прессу горожане по-прежнему повсеместно находят лучшим коммуникатором.
Однако вряд ли в ближайшее время отношение прессы в благостной теме филантропии кардинально изменится. Но есть еще интернет. Сегодня многие благотворительные фонды и другие НКО содержат собственные сайты. У этих изданий как минимум два отличия от традиционных СМИ и оба делают их ущербными. Эти сайты безразмерны и среди их создателей нет журналистов. Отсутствие профессиональной редактуры делает такие сайты и сами НКО невостребованными, а не закрытость или «непрозрачность». Зайдите в интернет и вы быстро обнаружите сайты фондов, непрозрачные и неубедительные, но им ежегодно жертвуют десятки миллионов рублей. Я-то убежден, что максимальная прозрачность и открытость и впрямь в конце концов дают наибольший эффект. Весь опыт Российского фонда помощи как раз об этом. Но такие инструменты очень накладны. И вот если обществу важны эти качества НКО, то, может, стоит Агентству социальной информации, реализуя свою PR-программу, присмотреться к проблемам профессиональной интернет-подготовки НКО?
Итоговое резюме ЦИРКОНА по результатам исследования (doc, 110kb).