



Предложенный правительству Министерством экономического развития и торговли РФ проект закона о внесении изменений в законодательство о деятельности некоммерческих организаций (НКО) я считаю настоящим культурным сдвигом. Десяток лет российские НКО взывали к правительству, доказывая отсталость и губительность существующего налогообложения. Но ничего не менялось: в правительстве в отношении НКО существовала презумпция виновности. И вот наметился прорыв.
*CAF (Charities Aid Foundation) -- британский благотворительный фонд. CAF Global Trustees поддерживает филантропов по всему миру в создании собственных фондов, чьи капиталы поступают в доверительное управление CAF. Госпожа Алексеева прежде руководила Московским представительством CAF.
*Законопроект предполагает совершенствование регулирования налогообложения и благотворительной деятельности НКО, развитие механизмов общественного контроля. Концепция согласована с Минфином и Минюстом РФ. После утверждения в Правительстве РФ законопроект будет передан в Госдуму.

В России действует более 300 тысяч негосударственных НКО, из них более 100 тысяч благотворительных. Ежегодно они помогают сотням тысяч людей, убирают квартиры одиноких, забытых родственниками бабушек, служат бесплатными воспитателями в домах ребенка, вытаскивают из подвалов беспризорников. НКО создали первую в России систему профессиональной современной реабилитации инвалидов - реальную альтернативу убогим государственным интернатам. Благотворительные фонды спасли жизни и здоровье тысяч детей и взрослых, не способных «наскрести» крупные деньги на операции. Российский бизнес и частные благотворители жертвуют в год больше $2 млрд. на обучение, лечение, спасение тех, кто попал в беду.
Однако до сих пор Россия остается единственной из крупных индустриальных стран, где некоммерческие организации, как волки красными флажками, обложены налогами и поборами. Более того (чистая фантастика!), даже благополучатели, те, кому помогли благотворители, - семьи, потерявшие кров в катастрофе, родители умирающего ребенка - должны платить подоходный налог с полученной помощи! Представьте налогового инспектора, требующего отсыпать 13 процентов муки, выданной беженцу...
Новый законопроект, поддержанный и продвигаемый Общественной палатой, отменяет налог на прибыль с НКО, занятых социально значимой работой. Предполагается не взимать и НДС с НКО за социальные услуги. Сегодня НДС за эти услуги не платят только бюджетные учреждения. Законопроект расширяет и список НКО, которые можно считать благотворительными организациями, включив в него, в частности, автономные некоммерческие организации.
Новый законопроект (наконец-то!) дает право вычитать пожертвования частных благотворителей из налогооблагаемой базы. Сейчас вы тоже имеете льготу по подоходному налогу, но только если делаете пожертвование в бюджетную организацию. Вот ровно так, без смущения: и налог государству, и пожертвования ему же!
С принятием законопроекта есть надежда, что у человека, желающего помочь, появится выбор: отдать свое пожертвование в бюджетное учреждение и потом долго вглядываться в темноту: где деньги, куда попали? Или же помочь больному ребенку напрямую, а потом прийти и навестить его в палате выздоравливающих.
Наконец, новый законопроект создает реальную базу для общественного контроля органов власти со стороны НКО. Правда, здесь, боюсь, возникнут проблемы, ведь гражданское общество и советская общественность - это все-таки разные вещи. Реальные, не картонные общественные организации могут и вправду захотеть осуществлять общественный контроль. Но готово ли правительство, привыкшее в последнее время только к «нашим» людям в своих коридорах, делиться информацией с гражданскими организациями?
И все же если законопроект продвинет хотя бы часть предложенных изменений, это будет огромный шаг вперед. Шаг от тотального недоверия правительства собственным гражданам к попытке выстроить партнерство, пусть даже исходя из сугубо прагматических экономических интересов, из одного понимания, что без участия граждан государству, даже по уши погруженному в нефть и газ, не справиться с социальными обязательствами.