Выживаемость после пересадки костного мозга в США за десять лет выросла на треть
Рост выживаемости связан с резким сокращением смертности из-за осложнений, вызываемых пересадкой костного мозга, – в первую очередь инфекций или заболеваний почек, печени и легких. За последние четверть века такой риск сократился с 30 до 11%, отмечают авторы исследования.
В 2010 году команда ученых под руководством профессора Джорджа Макдональда уже проводила аналогичное исследование, в котором сравнивались данные 1990-х и 2000-х годов. Сегодняшние результаты, говорит Макдональд, наблюдающий пациентов после пересадки костного мозга с 1972 года, подтверждают общую тенденцию к росту выживаемости пациентов.
Команда исследователей сравнивала результаты 1148 пересадок костного мозга в 2003–2007 годах с результатами 1131 пересадки в 2013–2017 годах. Пациенты 2010-х были в массе своей старше и более серьезно больны, чем в 2000-х, отмечают авторы работы, но смертность после пересадки все равно снижается. Для группы пациентов 2013–2017 годов она составила 40%, и, как считает Макдональд, этот показатель продолжит снижаться и дальше.
По мнению исследователей, снижение смертности после пересадки костного мозга связано с новыми, более продвинутыми методами предотвращения, выявления и лечения вирусных, грибковых и бактериальных инфекций, которые особенно опасны для пациентов после ТКМ, с улучшением способов выявления особенно уязвимых пациентов еще до пересадки, с распространением менее токсичной химической и лучевой терапии перед пересадкой, а также с прогрессом в области предотвращения реакции «трансплантат против хозяина», когда иммунные клетки донора атакуют органы пациента, которому провели пересадку. Дальнейшие клинические исследования в этой области, считает Макдональд, позволят еще больше снизить риск смерти от осложнений, вызванных пересадкой. Риск смертности от рецидива рака, говорят авторы исследования, представляет собой более серьезный вызов для врачей. По мнению доктора Бренды Сандмайер, в следующем десятилетии начнет снижаться и он – в первую очередь благодаря развитию новых методов лечения. Наиболее перспективными из них Сандмайер считает таргетную терапию, новые способы подготовки пациента к трансплантации, такие как радиоиммунотерапия, и T-клеточную терапию.