Интимные правила
Дать успокоительное и молчать легче, чем помочь
Три причины молчания
«Взрослые» потребности людей с ментальными особенностями – это фигура умолчания, говорит Светлана Андреева. Причина, во-первых, в том, что в России половое воспитание вообще практически отсутствует в системе государственного образования.О тычинках-пестиках и отличиях самцов и самок информация проскальзывает на уроках биологии, о психологии отношений есть упоминания на уроках литературы. Однако разумного и спокойного разговора о том, как осознавать себя девочкой или мальчиком, что делать с изменениями собственного тела во время взросления, как строить отношения с человеком противоположного пола, нет и в помине.
Во-вторых, наше общество не имеет терминов, чтобы говорить о сексуальности, слов, которые не были бы бранными или эмоционально окрашенными. Даже научные термины многим из нас тяжело произносить. Нейтральный разговор о связанных с сексуальностью проблемах подростков и молодых людей с инвалидностью затруднен, но это не означает, что он не нужен: сексуальность людей с ментальными нарушениями существует, и часто применяемое медикаментозное подавление ее – бесчеловечная практика.
В-третьих, сексуальность людей с ментальной инвалидностью мифологизирована, причем принятые в обществе представления о ней диаметрально противоположны и исключают друг друга: «они (пациенты) гиперсексуальны и потому опасны» или «никому из них секс не нужен и вообще недоступен для их понимания» – и то и другое неправда.
– Если речь не идет о совсем тяжелых патологиях, которыми занимаются только медики, потребность в близости, любви, сексуальном взаимодействии – одна из основных у каждого человека, – говорит Светлана Андреева.
Физиология как пытка
По словам Андреевой, сексуальные проблемы людей с ментальной инвалидностью возникают чаще всего не из-за самих ментальных нарушений, а из-за отношения окружающих, отсутствия принимающей среды. Известны случаи, о которых то с отвращением, то с нездоровым любопытством, то с желанием разобраться пишут СМИ: подросток или молодой человек с ментальной инвалидностью обвиняется в сексуализированном насилии. Чаще всего это трагедия для всех участников и избежать ее помогло бы психолого-педагогическое сопровождение для семей, где есть ментально отличные дети и подростки.– Тут одна из главных задач – найти специалистов, которые разбирались бы в теме, – говорит Светлана Андреева. – Подростки и молодежь к разговору готовы – умному, серьезному, глубокому, деликатному и в то же время смелому, неформальному разговору, в котором молодые люди видят, что к ним относятся с гуманистических позиций, учитывают личностные особенности.
Кроме Светланы Андреевой, немногие специалисты берутся публично говорить на тему полового воспитания и сексуального просвещения молодых людей с ментальными особенностями. Это почти всегда непростые разговоры, большинство родителей заводят их лишь в тот момент, когда проблема открывается с физиологической стороны, беспокоит, ставит родителей в тупик.
Часто беспокойство вызывает тема мастурбации. Молодые взрослые с ментальной инвалидностью, в отличие от своих нормотипичных сверстников, умеющих искать информацию в интернете, не знают, что с ними происходит, как сбросить копящееся напряжение, которое может перерасти в агрессию, направленную и на себя, и вовне. Светлана Андреева храбро утверждает, что молодых взрослых нужно учить помогать себе, вырабатывать вместе с ними специальные интимные правила. Помощь нужно оказывать тонко, деликатно, умно.
Светлана Андреева знает много непростых историй о том, как семьи реагировали на выросшего ребенка со «взрослыми» потребностями. Как искали помощи, понимая, что сексуальная энергия, не получающая выхода, может привести к трагедии. Как после разговора с педагогом-психологом решались на то, чтобы показать, направить, объяснить, что делать с внезапно появившимся желанием.
– Кроме родителей в этом вопросе помочь могли бы специально обученные сертифицированные ассистенты, – говорит Светлана Владимировна. – Однако пока у нас в стране ассистент для человека с инвалидностью, который может помочь в том числе и в деликатных случаях, никого не смущая и не травмируя, – исключительно редкий герой. Проблему приходится решать именно родителям.
– Как правило, у ребят с ментальной инвалидностью паспортный возраст, физический возраст и психологический возраст не совпадают, – объясняет Андреева. – Прежде чем начинать разговор, нужно понять, на каком уровне его вести. Чтобы работать с подростками и молодыми взрослыми с ментальными нарушениями, нужна наглядность – просто слова не дадут результата. Им нужно показывать, объяснять, что-то они смогут усвоить в игровой ситуации, что-то – индивидуально, а что-то – в группе. Чтобы решить, о чем говорить с человеком, а о чем пока не стоит, нужно очень хорошо его знать, чувствовать его состояние и то, насколько он вырос, чтобы понять.
Человеческое достоинство
Половое воспитание – понятие широкое. В него входит не только разговор о сексе, о физиологии – это и всегда разговор о чувствах, потребности быть принятым и понятым. И у людей с ментальными особенностями эти потребности такие же, как у всех остальных.– Очень важно с самого детства воспринимать ребенка как человека, который хочет хорошо выглядеть, хорошо пахнуть, – особо подчеркивает Светлана Андреева. – Многие родители не следят за этим, а это играет большую роль в восприятии окружающих. Часто я вижу ребят с инвалидностью, одетых совершенно нелепо, но их никто не учил со вкусом одеваться. Если их учить одеваться, пользоваться средствами гигиены, общество с большей долей вероятности не станет отворачиваться от них. Это, в свою очередь, добавит им самоуважения и придаст уверенности в себе.
Взрослея, подростки узнают свое тело – и часто перемены происходят для них настолько неожиданно, что кажутся им концом света. Первая менструация у девушки или поллюция у юноши может серьезно напугать неподготовленного подростка. К взрослению нужно готовить всех, и ребят с ментальной инвалидностью тоже.
Возвращение субъектности молодому взрослому с инвалидностью поможет решить его проблемы, в том числе сексуальные. Когда человек чувствует свою уникальность, неповторимость, когда ощущает, что с его достоинством считаются, это становится мощным стимулом для развития. В том числе для развития общества, которое однажды должно перестать молчать и беспричинно поить своих особенных людей транквилизаторами.