18.01.2019
Общество
Невыполнимый приказ
Минюст ужесточает форму отчетности для НКО


Фото: minjust.ru
Заместитель министра юстиции Вадим Федоров ответил на обращение главы Совета по правам человека (СПЧ) Михаила Федотова, которое тот направил 19 ноября 2018 года на имя министра Александра Коновалова. В письме Федотова шла речь о приказе №170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», который вышел в августе 2018 года. Документ предписывает НКО отчитываться не только об иностранных источниках финансирования, но и о том, есть ли такие источники у российских юридических лиц, которые делают пожертвования в их пользу. Приказ фактически приравнивает все некоммерческие организации к НКО – иностранным агентам, отметил Федотов.
В письме глава СПЧ по пунктам разобрал текст приказа. «В форму отчетности приказом добавлена колонка "Кому перечислено, основания перечисления (реквизиты, в том числе дата документа)" и дано разъяснение, что в отношении физических лиц указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения. Таким образом, запрашиваются персональные данные и данные о доходах физических лиц – сотрудников и контрагентов НКО. Законодательством Российской Федерации сбор и обработка таких персональных данных Минюстом России не предусмотрены», – указывал Федотов.
Глава СПЧ также подчеркнул, что вся информация, которая интересует Минюст, есть в распоряжении Росфинмониторинга. Таким образом, чиновники министерства могут получить ее в рамках межведомственного взаимодействия. «По мнению Совета, запрашивание одним федеральным органом государственной власти у юридического лица информации, имеющейся в распоряжении других федеральных органов государственной власти, недопустимо», – резюмировал Федотов и попросил министра отменить приказ.
В Минюсте проигнорировали большинство замечаний главы СПЧ. В письме от 18 декабря 2018 года говорится, что приказ соответствует российскому законодательству. «Дополнение [отчетности] новыми строками, отражающими сведения о получении денежных средств... от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от иностранных источников, полностью соответствует требованиям действующего законодательства, – сказано в ответе на имя Михаила Федотова. – Поскольку приказ вступил в силу 17 сентября 2018 года и в нем предусмотрен в качестве срока представления отчетности апрель 2019 года, говорить о снижении таким образом возможности некоммерческих организаций сотрудничать с крупными компаниями или получать от них средства в форме грантов либо об иных преградах и трудностях, связанных с его реализацией, преждевременно. Формы отчетности позволят Минюсту России оценить осуществляемую некоммерческими организациями деятельность на предмет ее соответствия их уставным целям и действующему законодательству». В Минюсте также подчеркнули, что разрабатывают методические рекомендации по заполнению отчетности в связи с выходом этого приказа и готовы обсудить эти рекомендации «в любом формате».
Постоянная комиссия СПЧ по развитию НКО обсудит ответ министерства на своем заседании 18 января и решит, как действовать дальше, рассказала Русфонду председатель комиссии Наталия Евдокимова. По ее словам, пока возможных вариантов три: это обращение в Генпрокуратуру, суд общей юрисдикции или Конституционный суд в связи с тем, что Минюст, издав такой приказ, превысил свои полномочия. Сама Евдокимова считает, что за последние десять лет российские власти сделали многое, чтобы ограничить деятельность некоммерческих организаций, и этот приказ стал лишь продолжением общей политики.
Ранее обращение в Минюст по поводу этого приказа направляли руководители благотворительных фондов «Подари жизнь», «Старость в радость», «Волонтеры в помощь детям-сиротам», «Фонд Константина Хабенского» и «Вера». В письме говорится, что министерство предъявило «неосуществимое требование». «Так, у российской организации может быть заключен контракт с иностранной компанией или же иметься имущество, приобретенное у иностранной компании, и в этом случае при получении пожертвования от такой российской организации благотворительная организация должна предоставить отчет по утвержденной приказом №170 форме. Тем не менее обязанность юридических лиц раскрывать информацию о контрагентах благотворительным и иным некоммерческим организациям нигде не установлена, тем более что такая информация может относиться к коммерческой и иной охраняемой законом тайне», – подчеркивалось в обращении.
Кроме того, жертвователь может предоставить недостоверную информацию об иностранном финансировании: законодательство не устанавливает никакой ответственности для компаний за такой шаг, а благотворительные фонды, напротив, могут быть оштрафованы, если не укажут эти сведения в своей отчетности. Руководители фондов также отмечали, что ведомство не разместило проект приказа на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, в связи с чем благотворительные организации не смогли высказать свои замечания и предложения. Как отмечает чиновник аппарата правительства, с замечаниями фондов согласились представители Минэкономразвития. Однако руководители фондов в ответ получили документ из Министерства юстиции, который в целом повторяет письмо замминистра юстиции на имя главы СПЧ.
1. Обращение Михаила Федотова
2. Письмо благотворительных фондов в Минюст
3. Письмо благотворительных фондов в Общественную палату
4. Ответ Минюста Михаилу Федотову
5. Как сейчас регулируется финансирование НКО из-за рубежа