У большинства россиян есть доступ к медицинской помощи, но нет желания обращаться к врачу
66% респондентов считают, что российское здравоохранение обеспечивает им доступ к медицинской помощи. Каждый второй полагает, что при необходимости сможет получить услуги специалистов. 42% опрошенных также сообщили, что доступность современного оборудования в клиниках играет роль при выборе лечебного учреждения. Однако у подавляющего большинства респондентов (89%) нет желания идти к доктору, даже если для этого есть веская причина (средний показатель по 15 странам, где проводилось исследование, составляет 71%). Каждый третий заявил, что испытывает сложности или вообще не может записаться на прием к врачу (в среднем по 15 странам – 22%). 29% респондентов ответили, что для посещения определенного специалиста им нужно получить направление от терапевта (в среднем по 15 странам – 19%). 25% участников опроса не ходят к врачам, поскольку у них нет на это времени (в среднем по 15 странам – 19%).
По мнению авторов исследования, стимулировать жителей России более ответственно относиться к своему здоровью могли бы телемедицина, цифровые решения и доступ к электронным медицинским картам. Жители России наиболее открыты для дистанционного общения с врачом в несрочных ситуациях (55% – в России, 44% – в среднем по 15 странам). Но при этом только каждый пятый опрошенный «часто или всегда» использует медицинские цифровые технологии или мобильные приложения для мониторинга основных показателей состояния здоровья: измерения пульса или давления (по 20%), оценки физических нагрузок (18%). Еще 16% респондентов пользуются цифровыми технологиями или мобильными приложениями, чтобы следить за своим весом, и 13% – для своевременного приема лекарств.
Хотя россияне чаще жителей других стран следят за своим здоровьем с помощью гаджетов и приложений, но полученная информация не так уж часто заставляет их обратиться к врачу. Так поступают только 37% респондентов в России; лидерами в этом отношении оказались Китай (80% опрошенных), Саудовская Аравия (74%) и Индия (70%).
Что же касается тех, кто еще не использует цифровые технологии, чтобы следить за собственным здоровьем, то 34% из них готовы начать их применять, если будут уверены в конфиденциальности личных данных, 26% – если их научат ими пользоваться, и 24% – если это порекомендует лечащий врач.
Как показывает исследование Philips, в тех странах, где жителям доступны их цифровые медицинские карты, респонденты более довольны услугами врача и отмечают более высокое качество медицинской помощи, чем в тех, где этого доступа нет. 68% опрошенных из России заявили, что хотели бы просматривать и использовать эту информацию, 19% – не хотели бы иметь доступа к этой информации, а 13% – затруднились с ответом. Как ожидается, к концу 2019 года электронная медицинская карта появится у каждого жителя России.
Ежегодное исследование компании Philips, посвященное влиянию цифровых технологий на работу врачей и удовлетворенность пациентов качеством медицинских услуг, проводится с 2015 года. В этом году в нем приняли участие 3194 медицинских работника и 15 114 граждан из 15 стран. В России опрос прошли 1013 человек из семи федеральных округов в возрасте от 18 лет и старше, с образованием не ниже среднего, в основном из городской местности. В российском опросе приняли участие 211 медицинских работников 26 специализаций из семи федеральных округов. Средний опыт их работы – от 10 лет, в основном они проживают в городах и работают в государственных медицинских учреждениях.