Яндекс.Метрика

Из Золушки в принцессу

Как изменилось отношение к телемедицине на фоне пандемии коронавируса


Оксана Пашина,

корреспондент Русфонда

Фото: Александр Миридонов, «Ъ»

За несколько месяцев пандемии коронавируса отношение к телемедицине кардинально изменилось. Вместо скепсиса появились большие надежды. Еще год назад на конференции «Телемедицина: возможности развития» звучало много возмущенных и обеспокоенных реплик. «Осмотр по интернету? Диагноз по телефону? Пусть они у себя на Западе этим балуются, а мы считаем, что это все несерьезно», – говорили тогда врачи. А сегодня телемедицину называют уже едва ли не спасением в условиях пандемии. Об этом шла речь на практическом вебинаре, который был организован конференционным центром «Событие».

Скорая может приехать не скоро

Из-за коронавируса больницы закрываются на карантин, перепрофилируются под прием пациентов с COVID‑19, на работу в COVID-отделения мобилизуют врачей всех специальностей: и кардиологов, и урологов, и гинекологов. Ко всем прочим заболеваниям относятся по остаточному принципу, но люди от этого не перестают болеть. При обострении хронической болезни сейчас можно вызвать скорую помощь, вот только приедет она, возможно, не скоро, а врач, вероятнее всего, даст общие рекомендации и посоветует лечиться дома.

В такой ситуации телемедицина действительно может стать единственным выходом. Дистанционные консультации и до пандемии были рассчитаны в основном на хронических больных, пожилых людей, детей и беременных.

– По закону ставить диагноз по интернету запрещено, но можно наблюдать за состоянием пациента, давать рекомендации, комментировать результаты анализов, контролировать физические параметры – например, при диабете, мочекаменной болезни или при беременности, которая протекает с осложнениями, – рассказал Игорь Шадеркин, кандидат медицинских наук, заведующий лабораторией электронного здравоохранения Института цифровой медицины Первого МГМУ имени И.М. Сеченова. – Пациенту порой бывает сложно описать свое состояние, но для этого разработаны специальные опросники и шкалы, помогающие врачу и пациенту понять специфику проблемы и найти нужное решение. Для мониторинга уже есть браслеты, датчики и трекеры, а также медицинские устройства и анализаторы, предусмотренные для домашнего использования. Например, общий анализ мочи сегодня вполне можно сделать в домашних условиях при помощи специального прибора.

Однако все это пока только возможности и перспективы. Закон о телемедицине был принят в 2017 году, но в течение трех лет эта область практически не развивалась:

– Во-первых, медицинское сообщество восприняло онлайн-консультации очень консервативно, особенно в государственной системе здравоохранения. Во-вторых, есть проблемы с финансированием: в системе ОМС практически нет тарифов на консультации «пациент – врач». А услуги типа «консультация онлайн за 99 руб.» – я сомневаюсь, если честно, что это оптимальный сервис, – сказал Игорь Шадеркин. – Пандемия вскрыла главную проблему: врачи поняли, что надо оказывать помощь пациентам, несмотря на ограничения, связанные с изоляцией, но закон и реальные решения оказались не на стороне пациентов. Например, сейчас по закону врач может консультировать пациента только из своего кабинета. Вот я уролог. Но зачем мне сидеть на своем рабочем месте с цистоскопом и урофлоуметром в руках, если я общаюсь с пациентом дистанционно? Чтобы телемедицина заработала, закон надо корректировать.

О чем не узнаешь на очном приеме

Фото: Евгений Самарин/mos.ru
В последние месяцы Центр врожденной патологии московской GMS Clinic перешел на дистанционные консультации. И эта практика показала очень интересные результаты и высокую эффективность, особенно для пациентов в регионах, рассказала Наталия Белова – педиатр, генетик-эндокринолог, руководитель Центра врожденной патологии:

– Раньше на очном приеме я видела измученную маму после долгой дороги с тяжелобольным ребенком. И измученного ребенка, который громил кабинет. Мама все время пыталась успокоить ребенка и просто была не в состоянии обсудить все нужные вопросы. А во время zoom-конференции я вижу спокойного ребенка в домашней обстановке. И могу увидеть много вещей, которые раньше оставались за кадром: участвует ли папа, если он есть, как он взаимодействует с ребенком, как общаются с ребенком бабушка или братья и сестры, какая атмосфера в семье, как играет и двигается ребенок, как он выполняет инструкции. Конечно, я не могу потрогать ребенка, проверить, например, движение в тазобедренном суставе, но могу увидеть другие важные вещи. У нас практически отсутствует такая специальность, как эрготерапевт, который приходит домой к ребенку и видит, как организована домашняя среда и помогает ее адаптировать. А благодаря дистанционной консультации я могу это увидеть и дать свои рекомендации. А еще у мамы есть возможность спокойно поговорить: задать все свои вопросы, обсудить проблемы и разговаривать столько, сколько нужно.

Инвесторы увидели перспективу

Из-за пандемии коронавируса телемедициной заинтересовались инвесторы. Структура ВЭБ.РФ VEB Ventures вложит 1 млрд руб. в развитие клиник и телемедицинской платформы «Доктор рядом» – об этом сообщил Денис Швецов, директор по развитию сети клиник «Доктор рядом»:

– Мы первая в России медицинская организация, запустившая собственный проект видеоконсультаций с врачами. Еще до коронавируса было проведено более 100 тыс. онлайн-консультаций. А когда началась пандемия, мы стали думать, что мы можем сделать, чтобы помочь в ситуации, когда врачи были брошены на фронт борьбы с эпидемией, а многие люди оказались закрытыми у себя дома. И с 30 апреля при поддержке ВЭБ.РФ мы запустили общефедеральный проект бесплатной телемедицинской помощи. Причем, учитывая, что по коронавирусу были созданы горячие линии, мы решили пойти от обратного и дать пациентам возможность проконсультироваться не по коронавирусу, а у других врачей по 12 самым востребованным медицинским специальностям. Сейчас мы проводим около 2000 консультаций в день. Больше всего обращений поступает из Москвы и Московской области, Ивановской и Ярославской областей, Санкт‑Петербурга и Ленинградской области, а также из Татарстана.

По словам Дениса Швецова, еще одной проблемой наряду с недоработанностью закона о телемедицине является недостаточное информирование пациентов в возможности получать онлайн-консультации. В некоторых регионах, например, в Ярославской и Ленинградской областях, проводятся информационные кампании, а в других почему-то тишина. Хотя, надо признать, количество обращений в последнее время резко выросло. «Раньше мы проводили 60 тыс. онлайн-консультаций в год, а сейчас примерно столько же за месяц», – уточнил Швецов.

Сейчас стало модным говорить, что после пандемии коронавируса мир уже не будет прежним. Если в этом новом мире телемедицина займет свою заслуженную нишу, возможно, это будет не такой уж плохой новый мир.

Подпишитесь на канал Русфонда в Telegram — первыми узнавайте новости о тех, кому вы уже помогли, и о тех, кто нуждается в вашей помощи.

Оплатить
картой
Cloudpayments
Оплатить
картой
Payselection
Авто-
платежи
Оплатить
c PayPal
QR и другое
Для пожертвования с карты зарубежного банка воспользуйтесь, пожалуйста, сервисами PayPal, Stripe или формой на сайте фонда-партнера в Казахстане rusfond.kz
Только благодаря вашей помощи мы помогаем лечить детей. Фонду нужны и средства для развития — чтобы расширять спектр диагнозов, с которыми работаем, поддерживать новые методы лечения, распространять медицинские знания. Любое ваше пожертвование поможет нам лучше, полнее, быстрее выполнять наши задачи.

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Для пожертвования с карты зарубежного банка воспользуйтесь, пожалуйста, сервисами PayPal, Stripe или формой на сайте фонда-партнера в Казахстане rusfond.kz

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Для пожертвования с карты зарубежного банка воспользуйтесь, пожалуйста, сервисами PayPal, Stripe или формой на сайте фонда-партнера в Казахстане rusfond.kz

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Отписаться от пожертвования можно здесь

Для пожертвования с карты зарубежного банка воспользуйтесь, пожалуйста, сервисами PayPal, Stripe или формой на сайте фонда-партнера в Казахстане rusfond.kz

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Для пожертвования с карты зарубежного банка воспользуйтесь, пожалуйста, сервисами PayPal, Stripe или формой на сайте фонда-партнера в Казахстане rusfond.kz

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Введите сумму пожертвования в форме выше. После этого введите номер телефона в открывшемся окне виджета оплаты. На ваш телефон будет отправлено СМС-сообщение с просьбой подтвердить платеж. Cпасибо!

Отправить пожертвование можно со счета мобильного телефона оператора — «Мегафон», «Билайн» или МТС.

Дорогие друзья, абоненты Tele2!
Будьте внимательны!

От имени Русфонда (и без нашего на то согласия!) оператор поднял минимум пожертвований с привычного 1 руб. до 75 руб. а комиссию – 8% плюс 10 руб., которую оплачиваете вы при совершении платежа в пользу оператора.
Предлагаем вам альтернативу: жертвуйте по cистеме быстрых платежей (СБП). Комиссия – 0,4%, платит Русфонд. Или с помощью QR-кода. Подробнее здесь.

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течении четырех банковских дней.

Скачайте мобильное приложение Русфонда:

App Store

Google Play

Скачайте из RuStore

Другие способы

Банковский перевод Альфа•банк Vk Pay Stripe