Зачем Минздраву РФ интернет
Министерство использует свой сайт не по назначению
Иллюстрация Юлии Замжицкой
Взглянем на картину дня, что нового и важного происходит в российском здравоохранении по версии заглавной страницы минздравовского сайта (по состоянию на 3 декабря): «Россия и Китай расширяют взаимодействие в сфере здравоохранения», «Михаил Мурашко поздравил российский центр неврологии с 80‑летием», «Михаил Мурашко направил приветствие участникам XVII Всероссийского форума Службы крови». Вверху страницы граждан чуть запоздало поздравляют с 80‑летием Победы в Великой Отечественной войне. И там же предлагается изучить три национальных проекта и 12 федеральных.
Вряд ли хоть что-то из этого удастся практически использовать для взаимодействия с российской системой здравоохранения. Ну да, в интернете много бессмыслицы, просто закрой страницу. Только ведь это сайт Минздрава. Его должны открывать в первую очередь, здесь находить нужную для лечения информацию.
Я не фантазирую. Посмотрим, например, сайт Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (Food and Drug Administration, FDA), условного американского аналога нашего Минздрава. (Условного, потому что это управление занимается лекарствами и едой, но не медицинскими учреждениями.)
Открываю раздел «Лекарства» – и сразу вижу рубрику «Предупреждения» со свежими списками отозванных с рынка препаратов, а также лекарств, про которые получены какие-то настораживающие сведения. Тут же реестр новых препаратов и клинических исследований. Неподалеку – знаменитая «Оранжевая книга», список оригинальных лекарств и дженериков со сравнением их качества. Вещи, мягко говоря, небесполезные.
Вернемся к Минздраву РФ – ведь у него есть еще и каналы во «ВКонтакте», Telegram, даже в «Одноклассниках». Публикации там более человечные, чем на основном сайте. Например, про ВИЧ. Важная и болезненная тема. В нашей стране, оказывается, на ВИЧ проверено 54 млн человек – 37% населения. А в Европе – всего 3%. Я готов был бы не обращать внимания на эту странность, если бы увидел здесь же ответ на очевидный вопрос: «Куда идти проверяться? Телефоны, адреса?»
Стандартная схема «интересных публикаций» в исполнении соцсетей министерства выглядит так: «Врачи такой-то больницы спасли такого-то сложного пациента». Радуюсь, но что мне с этого?
А вот как про такие вещи надо писать не для отчета непонятно перед кем, а для общей пользы: «FDA одобрило новую схему лечения гемофилии». Следом – названия лекарств, подробные объяснения, кому и зачем их должны прописывать, ссылка на клинические исследования и телефон для справок.
Или вот, чтобы были примеры не только FDA, публикация с сайта французского минздрава: «Реформа в сфере инвалидных кресел в шести вопросах и ответах для инвалидов и их близких». Все понятно и по делу.
Не хочу лезть в детали и цепляться к мелочам. В сетевой деятельности Минздрава масса некачественного и иногда вредного. Примеры – просто для понимания. В рубрике «Горячая линия» для моего региона, Москвы, указан не тот телефон. В «Анонсах» нет анонсов. В «Предстоящих мероприятиях» нет предстоящих мероприятий.
В опросе об удобстве получения информации на сайте шестой год висит оценка «1,5 балла из 5» при полном отсутствии изменений. Это пустяки. Важен общий посыл. Минздрав, главный в России по здоровью, не думает о том, чтобы информация на его сайте пригодилась гражданам.
Получилась прямо не колонка, а открытое письмо министерству. Вдруг на своем сайте опубликуют.

