13.05.2016
Драмы в письмах
Доживем ли до понедельника
Русфонд как горячая линия Минздрава
Александр Гранкин,
координатор информационного отдела Русфонда
Каждый день на почту Русфонда приходят десятки просьб о помощи. К нам обращаются родители тяжелобольных детей с просьбой оплатить дорогостоящее лечение в клиниках, с которыми мы сотрудничаем, технические средства реабилитации или лекарства. В случаях, когда мы можем помочь, мы помогаем: Русфонд – благотворительный фонд помощи детям, и подобные просьбы – наш формат. Но есть и другие обращения, «неформатные». Это, например, просьбы оплатить лечение детей в клиниках, которые не являются партнерами фонда, купить лекарства, которые не зарегистрированы в России. И еще это просьбы о помощи взрослым людям.
Такие письма, если речь идет о медицинской помощи, мы пересылаем на горячую линию Министерства здравоохранения РФ. Как правило, ответ поступает в течение недели, и это может быть как откровенная отписка – чаще всего, если речь идет о лечении за границей, – так и поручение местному департаменту здравоохранения обеспечить автора обращения требуемой медицинской помощью или лекарственными препаратами.
В январе 2016 года в Русфонд обратилась Марина С., жена Дмитрия С., из города Балашихи Московской области. У тридцатидвухлетнего мужчины обнаружили рак толстой кишки. В том же месяце в Московском областном онкодиспансере в Балашихе была проведена операция по удалению опухоли, также пришлось удалить и селезенку. После этого был проведен блок химиотерапии. Для следующего этапа лечения Дмитрию был показан препарат авастин. Лекарство дорогое, но оно входит в список жизненно необходимых, а значит – закупаемых за счет госбюджета. Но, как часто бывает, когда речь идет о дорогостоящих препаратах, лекарства авастин в наличии не было. Марине так и сказали в Московском областном онкодиспансере: препарата нет, покупайте сами, правда, непонятно, где его искать. То есть фактически отдел дополнительного льготного лекарственного обеспечения города Балашихи отказался выполнять свои обязанности. Препарат был нужен Дмитрию через две недели. Но лечащий врач по каким-то внутренним правилам мог согласовать назначение лекарства и выдать соответствующую справку только по понедельникам, после так называемой летучки. Если пациент обратится за лекарством после этого врачебного совещания, он получит тот же ответ, что и Дмитрий: «Приходите через неделю, с утра в понедельник, – раньше дать вам справку и составить запрос в отдел дополнительного льготного лекарственного обеспечения мы не можем». И очередная неделя будет упущена. Но даже если в следующий понедельник получить справку удастся, то пока поставят в лист ожидания, пока сделают запрос на закупку препарата, пройдет еще не одна неделя. Для тяжелобольного человека эта проволочка может стать фатальной.
И Марина обратилась в Русфонд. Она прекрасно понимала, что фонд детский, но знала, что подобные «неформатные» просьбы пересылаются на горячую линию Минздрава.
Письмо Марины мы переслали, через семь дней пришел официальный ответ – поручение областному департаменту обеспечить Дмитрия лекарством. Но еще до получения официального ответа из Москвы с Дмитрием связался заведующий онкологическим диспансером и сообщил, что препарат будет выдан, что бумаги на его получение уже готовы и ждать несколько недель не придется.
С февраля этого года Дмитрий получает необходимое лекарство регулярно и без задержек. А в начале апреля Марине позвонила начальник отдела дополнительного льготного лекарственного обеспечения Балашихи и заверила, что Дмитрий и в дальнейшем будет обеспечен препаратом авастин в полном объеме. И добавила, что жаловаться больше не надо. Надо просто приходить к лечащему врачу за рецептом. Можно и не в понедельник… С марта 2013 года на горячую линию Министерства здравоохранения РФ Русфонд отправил 124 просьбы о помощи взрослым людям, страдающим онкологическими заболеваниями. Ответы были даны на 72 обращения. Помощь была оказана в 46 случаях.