Яндекс.Метрика

Изобретать велосипед

Мастер из Петербурга конструирует веломобили для детей и взрослых с инвалидностью

Игорь Баронас
«Я почему раньше вредный был? Потому что у меня велосипеда не было» – слова почтальона Печкина из истории о Простоквашине могут удивить, если читатель или зритель услышат их впервые. Разве такая малость, как велосипед, улучшает характер? Однако дело в исполнении мечты, в стремлении к свободе передвижения, действительно помогающей чувствовать себя лучше. Дело Игоря Баронаса – конструктора необычных велосипедов – подтверждает эту нехитрую мысль.

Знакомьтесь – велосипедных дел мастер




Спортивные, горные, прогулочные, двухместные, трехместные, длинные и короткие, высокие и низкие – в мастерской Игоря найдутся любые велосипеды

Дома у Игоря Баронаса, улыбчивого и спортивного вида человека за пятьдесят, велосипеды не таятся по углам, а гордо выступают вперед. Большие и маленькие. У него даже часы в виде «паука» – велосипеда с громадным передним колесом и задним крохотным – уверенно показывают точное время. Рядом на книжной полке – желтый сувенирный велик, на котором может в воображаемом мире прокатиться кукла или плюшевый медведь. Книги об экомобилях – потому что разве велосипед не самый экологичный транспорт? – на разных языках, журналы о великах, проспекты с международных веловыставок. Куда ни кинь взгляд, найдется само средство передвижения с рулем и двумя-тремя колесами или его изображение. Спортивные, горные, прогулочные. Двухместные, трехместные. Длинные и короткие, высокие и низкие. В общем, всякие.

– Без велосипеда свою жизнь мне трудно представить, – говорит Игорь.

Велик для него такая же обязательная штука в жизни, как кровать или стол. Обойтись, конечно, можно, но будет крайне неудобно. Есть у него и автомобиль, но часто Игорь предпочитает ездить на веломобиле – недавно, к примеру, домчал свою дочь, опаздывающую на поезд, по пробкам к вокзалу на тандеме, двухместном велосипеде, вовремя.

Игорь родился и вырос в городе Тракай – древней столице Литвы. Родители его были люди спортивные, и в два с половиной года Игорь уже сел на велосипед.

– Этот момент я очень хорошо запомнил: папа меня сначала держал, потом отпустил, а я все думал, что он меня держит. Оказывается, я сам поехал!

Игорь сконструировал свой первый велосипед в 13 лет. В 15–16 делал лежачие гоночные велосипеды – на них участвовал в гонках и фестивалях. Конструировал трех- и четырехколесные веломобили. Однако высшее образование после школы пошел получать не по любви.

По приобретенной в вузе специальности Игорь математик-программист, однако уже во время учебы он потерял интерес к возможной профессии – говорит, не понравились рассказы уже работающих по специальности коллег. Поэтому решил попытать рабочего счастья в другой, с детства знакомой сфере – в конструировании велосипедов.

– Я приехал на велосипедно-моторный завод «Вайрас» (Vairas) в Шяуляе, где выпускали знаменитые «орленки» и «ласточки», показал свои эскизы главному конструктору. Он взял меня на работу. Два года, с 1985-го по 1987-й, которые я провел в конструкторском отделе, были самыми счастливыми в моей жизни.

В 1988 году Игорь перебрался в Санкт-Петербург (тогда еще Ленинград), занимался созданием велопрокатов, импортом микроавтобусов в Россию. При этом много путешествовал и принимал участие в соревнованиях – и на автомобилях, и на велосипедах. Позже стал заниматься восстановлением старинных авто и мастерить на заказ необычные велосипеды.

Велосипед как средство свободы


Велик для Игоря такая же обязательная штука в жизни, как кровать или стол. Обойтись, конечно, можно, но будет крайне неудобно

Если дать определение слову «велосипед», начало будет таким: «средство передвижения». А дальше что? Автомобиль и конь тоже помогают передвигаться. Однако, кажется, они в большей мере управляют своим пассажиром или ездоком. Чтобы ехать в машине, нужны права или водитель, а чтобы конь не понес куда глаза глядят, от наездника нужна крепкая рука и стальные нервы. С велосипедом проще: прав не надо, и если ездок умеет держать равновесие, велик становится с ним одним целым.

– Велосипед – не только средство передвижения, но и средство реабилитации, – также справедливо замечает Игорь. – Мне кажется, грустно крутить педали на велотренажере, сидя в комнате, – хочется выехать на простор, погулять в парке, посмотреть по сторонам. Для людей с инвалидностью, связанной с опорно-двигательным аппаратом, для тренировки баланса, для обретения равновесия это важно – им нужно двигаться, чтобы не деградировать. А двигаться лучше на свежем воздухе. Новые виды, новые люди вокруг – это же очень приятно!

Человек с дефицитами в двигательной активности часто передвигается с тростью, на костылях или в инвалидной коляске, но если он сядет на велосипед, приспособленный под нужды седока, то вполне сможет им управлять. Может, не идеально, но самостоятельно, что главное.

Постоянный заказчик Игоря петербуржец Александр Владимирович, как он сам себя называет, «глубокий пенсионер», когда-то на ногах перенес вирусную простуду. Немного погодя ноги стали отниматься.

Сегодня Александр Владимирович с трудом стоит сам и по дому передвигается в инвалидном кресле. Игорь сконструировал для него три трехколесных велосипеда – три трайка. Привычного руля спереди у трайка нет – есть боковой. И конечно, имеются педали: Александр Владимирович крутит их на улице в теплое время года, выезжая на прогулки, сверяясь с прогнозом погоды. Важное условие – отсутствие сильного ветра.

Постоянный заказчик Игоря петербуржец Александр Владимирович

– Мне с моего высокого этажа вместе с велосипедом помогает спуститься дворник, – рассказывает Александр Владимирович. – Утром уезжаю, а вечером возвращаюсь: он мне снова помогает – подняться домой.

На коляске Александр Владимирович не смог бы передвигаться так долго и один: городская среда не везде дружелюбна – где-то поребрик высокий, где-то объехать препятствие невозможно. А велосипед проходит везде.

Что дает самостоятельная езда на велосипеде? Кроме необходимой тренировки ног – самоощущение активного человека, который сам может делать выбор: ехать или не ехать сегодня на прогулку, крутить педали или нет. Человека, который ощущает себя по возможности свободным.

Велосипеды специальные


Шагоход для реабилитации больных с ДЦП

Игорь называет велосипеды, которые он делает для взрослых и детей с инвалидностью, специальными. Всего в его личном велопарке 250 рулей – в том числе есть самый маленький велосипед России (высота – 40 см, длина – 50), велосипеды для театральных представлений и кинофильмов, велосипеды с мотором и для водных пространств.

Больше 30 веломобилей он сделал для людей с тем или иным дефицитом здоровья. За год поступает 3–5 заказов на специальные велосипеды. География широкая – российские города и ближнее зарубежье.

– Можно сделать велосипед под любой заказ, – говорит Игорь Баронас. – Главное – учитывать антропометрические данные седока: рост, вес, особенности его тела, чтобы ему было удобно сидеть.

Одной из первых заказчиц Игоря несколько лет назад стала бывшая спортсменка, участница соревнований по академической гребле, член команды СССР.

– Она умела ездить на двухколесном велосипеде, – рассказывает мастер. – Однако с возрастом стала бояться падения и травмы, поэтому попросила переделать двухколесный в трехколесный. Вышел из положения так: два колеса установил на ее машину спереди. Велосипед стал менее скоростным, но более устойчивым.

Еще для одной пожилой дамы Игорь установил на двухколесный велик два маленьких дополнительных колесика, как на детских велосипедах. Пережившая аварию и испытывающая сильный страх перед возможным падением велосипедистка с такой поддержкой чувствует себя увереннее.

Частые заказчики Игоря Баронаса – родители детей с церебральным параличом или сходными нарушениями, когда ребенку непросто сохранять баланс тела, трудно двигать руками или ногами. Как правило, взрослые просят переделать уже готовые модели.

– В этом году модифицировал велосипед для мальчика с ДЦП из Колпина. Он любил погонять на нем, однако вырос, вытянулся и стал переворачиваться на поворотах. Сделал велосипед шире, устойчивее – до того он был слишком узким.

В питерском Колпине Игоря Баронаса знают хорошо: мама мальчика с ДЦП, который вырос и стал падать с велосипеда, поделилась контактами мастера с Катей Богуновой, мамой Коли, о котором Русфонд регулярно пишет. В мае Игорь помог Богуновым с модификацией нового велосипеда.

– Мы с Колей очень рады, что познакомились с Игорем, – говорит Катя. – Побывали у него в мастерской возле Петропавловской крепости. Он укрепил колеса для велосипеда, на котором теперь ездит Коля, кое-что переделал – это заняло всего несколько часов.

В числе частых заказов у Игоря – создание велосипедов-тандемов, рассчитанных на двух ездоков. Их просят сконструировать родители слабовидящих детей, которые хотят, чтобы ребенок активно двигался, но при этом оставался в безопасности. В числе таких веломобилей, вышедших из-под рук Баронаса, – велосипед с боковым сиденьем, почти как у мотоцикла с люлькой. Только ездок «в люльке» не сидит пассивно, а тоже крутит педали.

Идет процесс


Велосипед Игоря Баронаса

Узнают о мастере по сарафанному радио и через группу в соцсетях. Другой рекламы Игорю не нужно – он не хочет возводить свое дело на уровень бизнеса. Объясняет так:

– Я не предприниматель, мое дело приносит мне удовольствие. А организация производства лишит меня этого.

Игорь Баронас называет себя конструктором – ему нравится создавать новое, ломать голову над задачей, придумывать способы ее решить, а не штамповать что-то привычное.

– Раньше мне очень нравилось, когда меня называли изобретателем, однако сейчас я понимаю: это не так. Патентов на изобретения я никогда не оформлял, да и велосипед – простая штука. Главное, чтобы инструмент был.

Конечно, велосипед прост для тех, кто знает его устройство. Игорь знает – и объясняет, как идет работа над очередным заказом:

– Сейчас я конструирую трехколесный тандем. Переднее колесо возьму стандартное, а с задними придется подумать. Для них не подойдут стандартные втулки. Они рассчитаны на вес одного человека, а мой трехколесник рассчитан на двоих. Нужные втулки надо будет сделать самостоятельно.

Металл для нестандартных деталей, трубы, валы, подшипники, шатуны, педали, звездочки, цепи – все это Игорь покупает в магазинах. Седла и рули тоже, но иногда делает сам, если возникает необходимость в нетиповой модели.

Как идет работа над специальным велосипедом? Сначала Игорь выясняет, что за трудность есть у ребенка или взрослого, что ему лучше всего подойдет. Например, для велика, предназначенного ребенку с ДЦП, важно, какая будет передача – свободная или фиксированная, как велосипед будет тормозить – с помощью рук или ног ездока. Учитывается и ширина велосипеда (размеры важны, если в доме или во дворе у заказчика узкие двери), необходимость сборки и разборки, диаметр колес, их количество... В общем, мастер собирает все реализуемые желания, создает эскиз и начинает работу.

Цена велосипеда складывается из себестоимости деталей и вознаграждения для конструктора. Так как заказы бывают совершенно разными, среднюю цену назвать невозможно, однако Игорь уверяет, что конструированием или переделкой велосипедов не обогатишься. Для мастера главный побудительный мотив – желание сделать приятное себе и другим.

Строительство одного велосипеда с нуля по времени занимает, как правило, от недели до месяца в зависимости от сложности задачи.

– Создание велосипеда – удовольствие, но растягивать его я не люблю. Нравится видеть довольных заказчиков.

Простые ответы


Металл для нестандартных деталей, трубы, валы, подшипники, шатуны, педали, звездочки, цепи – все это Игорь покупает в магазинах

Любимая мысль Игоря Баронаса: велосипед сокращает дистанцию. Как? Просто: ты едешь, а не идешь, путь становится короче. Однако есть и еще одно объяснение. Игорь часто принимает участие в соревнованиях, фестивалях, массовых велопрогулках:

– Участники всегда готовы поддержать, прийти на помощь, пообщаться – и можно уйти с фестиваля или соревнования, познакомившись с хорошими людьми, единомышленниками.

А вот если речь идет о человеке, имеющем инвалидность, какой-то дефицит в опорно-двигательном аппарате? Что тут с сокращением дистанции? Тут тоже просто: ограниченные возможности для передвижения нивелирует велосипед. Человек с инвалидностью становится более свободным. Вот зачем нужно заново изобретать велосипед.

Фото из личного архива Игоря Баронаса

Подпишитесь на канал Русфонда в Telegram — первыми узнавайте новости о тех, кому вы уже помогли, и о тех, кто нуждается в вашей помощи.

Оплатить
картой
Авто-
платежи
Оплатить
c PayPal
SberPay
Телефон
Другое
⚠️ Если вы хотите отправить пожертвование в валюте, воспользуйтесь, пожалуйста, сервисами PayPal или Stripe

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

⚠️ Если вы хотите отправить пожертвование в валюте, воспользуйтесь, пожалуйста, сервисами PayPal или Stripe

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Отправить пожертвование можно со счета мобильного телефона оператора — «Мегафон», «Билайн» или МТС.
Для абонентов Tele2 услуга недоступна.

Введите номер своего телефона, а затем сумму пожертвования в форме внизу. После этого на ваш телефон будет отправлено СМС-сообщение с просьбой подтвердить платеж. Большое спасибо!


Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Скачайте мобильное приложение Русфонда:

App Store

Google Play

Другие способы

Банковский перевод Сбербанк Альфа•банк ЮMoney