• Скачайте мобильное приложение — теперь с Apple Pay!
  • Спасение детей в вашем телефоне
  • Помочь так же просто, как позвонить
Яндекс.Метрика
За 21 год — 11,664 млрд руб. В 2018 году — 729 607 134 руб.
15.02.2013

Международная филантропия

«Лучший дар небес для Китая»

Блогеры заставили Компартию прислушаться



Анна Кутелева,
политолог-китаист

Китайцы давно перестали верить в честность крупных благотворительных организаций, подконтрольных государству. Несмотря на упорную работу над модернизацией законодательства и бескомпромиссное преследование мошенников, восстановить репутацию благотворительных фондов пока не удается. Когда приходит беда, за помощью обращаются не к государству и не в официально зарегистрированные фонды, а к блогерам и посетителям онлайн-форумов.

Компьютеризация в Китае продвигается очень медленно. Только половина горожан имеют домашний компьютер или регулярно пользуются им на работе, а в провинции ситуация гораздо хуже – там доступ к компьютеру имеет только каждый десятый китаец.

Даже в больших городах обзавестись домашним интернетом не просто, и лишь 25 процентов китайцев могут себе это позволить.

Доступ к социальным медиаресурсам, таким как Facebook и Twitter, в Китае закрыт, зато количество пользователей их китайских аналогов растет с каждым годом.

Наиболее популярен сервис микроблогов Sina Weibo – своего рода гибрид Facebook и Twitter. В 2012 году на Sina Weibo было зарегистрировано 368 млн пользователей, которые ежедневно отправляют более 100 млн сообщений. Сегодня Sina Weibo и подобные ему площадки стали самым эффективным каналом общения и распространения информации, и именно они создали благодатную почву для развития частных благотворительных инициатив.

Пользователи Sina Weibo и завсегдатаи других популярных ресурсов быстро откликаются на призыв о помощи. В основном это представители среднего класса – инициативное меньшинство, образованные жители городов, офисные работники со стабильным доходом. Они охотно перечисляют деньги на счет незнакомца, указанный в блоге, но отказываются становиться донорами благотворительной организации, работающей под крылом государства.

Успехи


В феврале 2011 года Китайский исследовательский фонд (China Development Research Foundation) опубликовал отчет об условиях питания школьников в сельских районах в центре и на западе Китая. Согласно этому отчету, 72 процента детей страдали от серьезного недоедания, практически каждый из них отставал в весе на 10 килограммов от своих сверстников из городов.

Журналист Дэн Фей отправился в Гуйчжоу, одну из провинций, упомянутых в исследовании, чтобы провести собственное расследование. Оказалось, что большинство учащихся не обедают: в школах не предусмотрены столовые, а пообедать дома дети не могут, так как их дом зачастую находится в десятках километрах от школы. Таким образом, голод стал постоянным спутником их школьной жизни.

Дэн Фэй рассказал об увиденном в Гуйчжоу в своем микроблоге на Sina Weibo и заявил о желании повлиять на ситуацию. Когда Дэн Фэя поддержали сотни пользователей, воодушевленный журналист начал собирать средства на покупку обедов для школьников через свой микроблог. За короткое время Дэн Фей и его единомышленники, с которыми он познакомился на Sina Weibo, собрали за месяц 8 млн юаней ($1,24 млн). В одном из интервью он назвал Sina Weibo «лучшим даром небес, который когда-либо получал Китай». Его проект «Бесплатные обеды для детей» за первый год существования собрал 25 млн юаней ($4,16 млн) для учащихся 160 сельских школ.

Точно так же начиналась онлайн-компания по сбору пожертвований для покупки школьных обедов, организованная маркетологом Лян Шусинем. На открытой им в интернете странице каждый желающий за 5 юаней (меньше $1) может купить два виртуальных обеда для детей. Лян Шусинь был сам удивлен тому, как быстро откликнулись на его призыв люди – за три месяца было собрано 1,3 млн юаней ($199,810). Этой суммы хватит, чтобы оплатить обеды 205 учащимся одной из начальных школ провинции Сычуань на три года вперед.

Главное правило обоих активистов – полная открытость. В любой момент каждый желающий может ознакомиться с подробным отчетом о расходовании средств или задать вопрос организаторам. Кроме того, каждая школа, получающая помощь, имеет аккаунт на Sina Weibo и регулярно его обновляет.

Еще одним важным достижением Дэн Фэя и Лян Шусиня стал общественный резонанс: он заставил власти дополнительно выделить $2,5 млрд на организацию школьного питания. По мнению Дэн Фэя, это доказывает, что онлайн-благотворительность стала своеобразным рычагом давления на государство. Чиновники поняли, что если они не будут решать ключевые проблемы обеспечения народа продовольствием и здравоохранением, люди начнут их решать самостоятельно, и рано или поздно встанет вопрос об эффективности работы Компартии.

Противоречия


В марте 2011 года к пользователям форума Tianya G4 Online обратилась Се Саньсиу. Она просила спасти ее шестимесячную дочь, у которой врачи обнаружили меланому (рак) глаза. Подавляющее число пользователей жалело женщину. Однако некто под псевдонимом «Сын богачей из Гуанчжоу» захотел испытать молодую мать: «Сегодня помощь нужна многим, и с чего вы взяли, что именно ваш ребенок ее заслуживает? Вы говорите, что готовы променять свою жизнь на здоровье дочери, но это проще сказать, чем сделать. Почему я должен вам верить? Если вы встанете на колени и проползете километр по главной улице города, я дам вам 20 тысяч юаней на лечение дочери».

«Для меня эта сумма – сущий пустяк. Подумаешь, не куплю своей подружке новую помаду», – добавил он. Пользователи форума встали на защиту женщины, но сама она отреагировала на циничное предложение очень спокойно: «Не важно, какой ценой я спасу своего ребенка. Я должна сделать все, что в моих силах. Главное, чтобы Сын богачей из Гуанчжоу сдержал свое обещание».

На следующий день Се Саньсиу приехала на главную улицу Гуанчжоу, встала на колени и начала ползти, держа на руках свою больную дочь, завернутую в одеяло. Приехавшие на место репортеры спросили у нее, знает ли она, как связаться с Сыном богачей из Гуанчжоу. «Нет. Но пока у меня есть хотя бы самая маленькая надежда на спасение моего ребенка, я буду делать все что угодно», – ответила женщина, продолжая ползти. На нее не действовали никакие уговоры, она остановилась только тогда, когда проползла полностью дистанцию в километр. Через час администрация форума сообщила плохую новость: Сын богачей из Гуанчжоу отказался выполнить свое обещание и не выходит на связь.

Отвратительная история быстро вырвалась за переделы интернета, попав на страницы газет и журналов. На счет Се Саньсиу и на счет, открытый для нее администрацией форума, начали поступать пожертвования, общая сумма которых составила более 288 тыс. юаней ($48 тыс.) – на операцию больному ребенку хватило с лихвой. В адрес Сына богачей из Гуанчжоу летели проклятия и угрозы, и журналисты совместно с администрацией форума активно взялись за его поиски.

К всеобщему удивлению Сыном богачей из Гуаньчжоу оказался модератор форума, который вовсе не собирался издеваться над отчаявшейся молодой матерью, a, напротив, помогал ей. Узнав о сложной ситуации, в которой оказалась Се Саньсиу, он предложил ей привлечь внимание публики, разыграв спектакль с героической самоотверженностью. То есть в тот момент, когда Се Саньсиу ползла на коленях, прижимая к себе ребенка, на глазах у прохожих, она знала, что вознаграждения не будет. Она пошла на это, чтобы вызвать сочувствие тех, кто наблюдал за развитием истории онлайн.

Модератор форума особенно не оправдывался. В интервью журналистам, разоблачившим его, он сказал: «Ведь получилось же! Слишком много людей просят о помощи. Чтобы получить помощь, нужно обратить на себя внимание людей. Я отнюдь не гений стратегии. Я не смог придумать ничего лучше, чем трюк с Сыном богачей из Гуанчжоу. Я потерял работу, и меня все ненавидят, но это того стоило».

Действительно, у него все получилось – девочку спасли. Однако возник серьезный вопрос об этике и границах дозволенного, вопрос, который молодой развивающейся китайской благотворительности решить будет очень сложно.

Урок №1. Помогать – это хорошо


Через многочисленные блоги и форумы все больше китайцев узнают о том, что происходит в разных уголках огромной Поднебесной империи, и знакомятся с настоящими историями людей, в одиночку борющихся с бедой. Еще совсем недавно обычные китайцы жили по принципу «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Рост количества частных инициатив и успех адресной благотворительности – показатель того, что китайское общество, несмотря ни на что, учится помогать незнакомцам и пересматривает свое отношение к филантропии в целом.

Урок №2. Помочь может каждый


Примечательно и вовлечение в благотворительность представителей среднего класса. Они осознают, что даже небольшое пожертвование может стать весомым вкладом в спасение человеческой жизни или в решение серьезной социальной проблемы. Постепенно у них происходит переоценка собственных сил и возможностей.

Урок № 3. Право голоса


Самостоятельно реализовывая тот или иной благотворительный проект онлайн, рядовые граждане Китая озвучивают проблемы, которые их по-настоящему волнуют и с решением которых, по их мнению, государство справляется плохо или не справляется вовсе. Становясь волонтерами или жертвуя деньги, обыватели сами решают, кому и как помочь. Таким образом, в условиях однопартийной системы и монополии Компартии на власть в стране, благотворительность становится чуть ли не единственным каналом саморегуляции общества. Каждая успешно реализованная благотворительная инициатива ставит под сомнение эффективность работы чиновников и, соответственно, негативно сказывается на авторитете Компартии. В результате государство вынуждено гораздо внимательней прислушиваться к обществу.

Урок №4. Проверяй и доверяй


Китайские филантропы считают, что официальная регистрация организации не является гарантией ее честности, и предпочитают помогать конкретным людям онлайн, полагаясь на свою интуицию. Решения онлайн-благотворителей импульсивны и продиктованы, прежде всего, пылким желанием помочь здесь и сейчас. Само по себе это не плохо, однако сильные эмоции заставляют их терять бдительность и увеличивают риск попадания на уловку мошенника. В конечном итоге неформальная онлайн-благотворительность может дискредитировать себя в глазах обывателей так же, как уже дискредитировала себя благотворительность, аффилированная с государством.

Урок №5. Необходимо идти дальше


Одно из самых очевидных решений многих проблем китайской благотворительности – переход интернет-активистов на «легальное положение» и сотрудничество официально зарегистрированных организаций с онлайн-проектами.

Лян Шусинь и Дэн Фэй узаконили свои начинания. С одной стороны, они по-прежнему пользуются доверием своей аудитории, с другой – власти не только не имеют к ним никаких претензий, но и оказывают им всяческую поддержку. Сотрудники некоторых уже действующих под эгидой государства благотворительных фондов ищут на Sina Weibo и других социальных сервисах тех, кому необходима помощь, и содействуют в получении субсидий по официальным каналам. Настоящий прогресс в секторе благотворительности в Китае наступит тогда, когда эти исключения станут правилом.





рассказать друзьям:
ВКонтакте
Twitter

comments powered by HyperComments версия для печати