Международная филантропия
Великобритания:
кто такие «чаггеры»?
Чисто английская благотворительность
Владимир Сметанин,
журналист
Многим, кто хоть раз бывал в центре Лондона, это знакомо: идете вы по делу или без дела, и вдруг перед вами широко улыбающийся приятной наружности молодой человек, иногда он пританцовывает или даже насвистывает – так сильно рад вас видеть!
Некоторые поначалу пугаются. Встретившись с этими ребятами в первый раз, я и сам был не слишком любезен. В России с такими улыбками обычно предлагают что-то мне совершенно не нужное: например, поговорить о Боге или сфотографироваться с обезьянкой. Однако жители Лондона в курсе – это обычные «чаггеры» («chuggers»), уличные сборщики благотворительных пожертвований. Их никто не боится, но многие недолюбливают.
Эта жестокая игра слов
Слово «чаггер» по происхождению жаргонное и характерно именно для британского английского. Появилось оно путем скрещения «charity» («благотворительность») и «muggers» («разбойники»). «Чаггерами» называют назойливых профессиональных фандрайзеров, которые группами по три-четыре человека останавливают на улицах прохожих, чтобы уговорить оформить пожертвование в пользу той или иной благотворительной организации, иногда в буквальном смысле испытывая людей на совестливость.Некоторые источники даже дают точную дату, когда слово «чагер» попало в прессу: 26 июня 2002 года его впервые употребил журналист лондонской газеты «Metro» Кит Баркер-Мэн в статье, посвященной современному лондонскому арго.
Примерно тогда же возникло и само явление.
На запрос «чаггер благотворительность» Google.ru выдает ссылку на один забавный англо-русский аудиоразговорник, в котором феномен «чаггерства» описывается англичанами так: «В давние времена в Британии, когда люди хотели получить у вас на улице деньги на благотворительность, они просто скромно стояли в дверях лавок, порой значительно поглядывая на прохожих, ничем не угрожая, разве что позвякивая кружками для подаяний. Но потом, к исходу XX века, всё поменялось. Вас стали останавливать на улице серьёзные молодые люди с планшетами в руках и пространными рассказами о том, на что нужны ваши пожертвования. В конце рассказа вас просят сдать деньги на очередной сбор и расписаться. Как мы к этому относимся? Ну, если судить по названию, которое мы в Британии изобрели для таких людей, – не слишком сочувственно. Мы называем их «чаггеры» и обвиняем в попытках обобрать (to chug) нас».
Интересно, что за десять лет слово «чаггер» прошло долгий путь и сегодня уже не имеет того начального негативного оттенка. Общественная ассоциация по контролю за фандрайзингом (Public Fundraising Regulatory Association, PFRA) с 2009 года использует его в качестве одного из синонимов к «сборщику пожертвований». На сайте PFRA есть даже статья, где объясняется, что ассоциации просто-таки пришлось использовать слово «чаггер» в общении с частными фандрайзерами и организациями – настолько широко оно стало распространено.
Кому они нужны
Как ни парадоксально, чаггеры прежде всего нужны рядовым благотворителям. Если вы хотите помочь благому начинанию, но стесняетесь спросить, как, вам не придётся ничего искать самим – ваши добрые дела «найдут» вас сами на ближайшем перекрестке.Во-вторых, профессиональные сборщики, как правило, работающие на специальные фандрайзерские агентства вроде Shelter или Oxfam, нужны и благотворительным организациям – они увеличивают их сборы. Еще в 2005 году Сью Бромптон из PFRA сообщила в интервью Русской службе Би-би-си, что «на каждый вложенный фунт, потраченный на сборщиков, благотворительные организации получают три фунта пожертвований, а то и больше».
Сегодняшние данные PFRA свидетельствуют, что так называемый F2F-fundraising (от «face to face» – прямой, личный) по-прежнему эффективен. Даже несмотря на продолжающийся уже четыре года финансовый кризис, этот способ привлечения пожертвований приносит как минимум 2,5 фунта на вложенный фунт. Срок зависит от типа благотворительности: замечено, например, что на исследования, связанные с раковыми заболеваниями, британцы жертвуют охотнее, чем на исследования умственных болезней.
Как это делается
Надо сказать, что современные уличные пожертвования – это вовсе не монетка, брошенная в ведро. Как и все в Британии, фандрайзинг, даже если речь идет о небольшой сумме, дело серьезное и обстоятельное, с множеством участников и обилием деловой переписки.И если вы на лондонской улице пали жертвой обаяния чаггера, то ваши отношения с благотворительной организацией, для которой он собирает средства, могут продлиться достаточно долго. Вас могут уговорить отправить определенную сумму денег с помощью SMS, а потом вам будут долго звонить, чтобы просить помочь еще.
Может случиться и так: предложат заполнить анкету, оставив номер телефона, чтобы менеджер смог связаться с вами, получить данные вашего банковского счета и установить direct debit или standing order – похожие друг на друга виды банковских транзакций, когда с вашего счета в пользу благотворительной организации списывается определенная сумма, например, 20 фунтов ежемесячно. Ну, а если вы полны решимости сделать добро здесь и сейчас, то вы сможете продиктовать свои банковские данные непосредственно уличному чаггеру – в течение оговоренного срока (от нескольких месяцев до нескольких лет) вы будете постоянным донором той или иной благотворительной организации.
Само собой, вам будет предложено получать уведомления о деятельности благотворительной организации, которой вы теперь помогаете, по электронной почте или через SMS. От них, впрочем, всегда можно отписаться, как и отказаться от самих регулярных пожертвований, если вы вдруг перестали доверять благотворительной организации или стеснены в средствах.
За что их критикуют
Чаггеры появились на улицах английских городов, когда в фандрайзинг пришли современные эффективные менеджеры. Скромные сборщики вчерашнего дня были вытеснены агрессивными и цепкими «сборщиками 80 уровня», прошедшими специальные курсы и тренинги по сбору пожертвований. Эти ребята знают, как надавить на психику: «Что такое для вас один фунт в день? Это даже меньше, чем пинта пива! А для больного ребенка в Африке это глоток питьевой воды в течение целой недели!». Отказать сложно, даже если в глубине души вам не нравится, что помимо воды для африканских детей ваши деньги пойдут на дизайн спецодежды и оплату курсов прикладной психологии для новых чаггеров.Помимо назойливости, в вину чаггерам часто вменяют и то, что они пристают к прохожим не бесплатно. В отличие от волонтеров, они на зарплате – порядка 10 фунтов в час (минимальная заработная плата в Великобритании составляет чуть более 6 фунтов в час). А некоторые критики вообще находят предосудительным уже то, что в благотворительности применяются современные маркетинговые технологии.
Однако стоит ли переживать, что 30 пенсов от каждого фунта лондонца уйдут не на благотворительность, а в бюджет коммерческой компании, которая организует благотворительность? Ведь если бы не чаггеры, то детям Африки из кармана лондонца, скорее всего, не перепало бы вообще ничего. Если задуматься, чаггеры помогают вам совершать больше добрых дел, и от этого выигрывают все.
Поэтому британцы хоть и жалуются на докучливых ребят из Shelter и Oxfam, но все равно принимают этот способ сбора средств и отдают ему должное. Не забывая, конечно, зорко следить за соблюдением принятых в сообществе фандрайзеров правил поведения.
Кстати, о правилах
Британцы не были бы британцами, если бы и для фандрайзинга не разработали целый свод правил. Так, Ассоциация фандрайзинга (the Institute of Fundraising) – основанная в 1983 году как объединение профессиональных фандрайзеров – разработала Сборник правил фандрайзинга (Codes of Fundraising Practice) и Кодекс поведения (Member Code of Conduct).Сборник является практическим и правовым подспорьем для всех фандрайзеров. Он помогает ориентироваться в британском законодательстве, а также рассказывает о принятых в этом профессиональном сообществе нормах поведения. Начинающий фандрайзер найдёт там ответ на любой вопрос: как правильно принимать пожертвования, как вести бухгалтерию и соблюдать прозрачность финансовых операций, как работать с наличными деньгами, какими правилами должны руководствоваться уличные сборщики и телефонные фандрайзеры, а какими – те, кто ходят по домам. При этом документ чётко разделяет, что фандрайзер должен делать по закону, а к чему его обязывает лишь этика и мораль. Эти понятия, обозначаемые в английском модальными глаголами «must» и «ought to», встречаются в каждой прописанной норме и выделены разными цветами, чтобы читающему было легко сориентироваться, какая норма вытекает из законодательства, а какая является рекомендацией Ассоциации.
Если сборник имеет статус инструкции или информационного бюллетеня, то положения Кодекса поведения носят обязательный характер для всех членов Ассоциации. В кодексе не только закреплены правила проведения фандрайзинга, но и зафиксированы требования к уровню компетенции и образования членов Ассоциации.
Горе компании, которой случится оскандалиться: контролирующие организации не дремлют! А британская пресса периодически ловит за руку нерадивые фандрайзерские агентства и устраивает публичные расследования их деятельности.
Подпишитесь на канал Русфонда в Telegram — первыми узнавайте новости о тех, кому вы уже помогли, и о тех, кто нуждается в вашей помощи.