Яндекс.Метрика

Зеркало для героя

На Форуме благотворителей и меценатов обсудили пилотный рейтинг благотворительных НКО в России

В рейтинг агентства RAEX, представленный в 2020 году, вошли НКО, которые за 2018 год получили более 10 млн руб. на благотворительную деятельность. Всего в него попали 293 НКО с совокупным объемом поступлений в 44,8 млрд руб. Составители рейтинга анализировали три основных показателя: масштаб деятельности, информационную прозрачность, активность в СМИ и социальных сетях. В дискуссии на Форуме благотворителей и меценатов приняли участие руководители фандрайзинговых и корпоративных благотворительных НКО, а также представители профильных СМИ.

Благотворительные НКО в зеркале рейтингов выглядят пока не так симпатично, как хотелось бы. По словам Дмитрия Гришанкова, генерального директора рейтингового агентства RAEX («РАЭКС-Аналитика»), масштаб их деятельности – более чем скромный по сравнению с экономикой страны. Развитие скорее инертное. Если 2017 году в совокупном объеме поступлений был рост на 18%, в 2018 году он снизился на 1%. Поступления и расходы по итогам 2018 года сократились у 64% фандрайзинговых НКО, которые попали в рейтинг. Частные и корпоративные НКО показали себя более стабильными в финансовом плане: поступления выросли у 59% участников рейтинга. Это и неудивительно, так как корпорации имеют пока все-таки гораздо больше возможностей, чем благотворительные институты. Благотворительный фандрайзинг – в основном столичное явление. На организации, зарегистрированные в Москве и Санкт-Петербурге, приходится более 88% всех поступлений участников рейтинга фандрайзинговых НКО. Ее одна серьезная проблема – прозрачность и отчетность.
Дмитрий Гришанков, генеральный директор рейтингового агентства RAEX
– У нас была такая гипотеза: большой – значит, хороший. Казалось бы, денег много, можно нанять грамотных людей и привлечь новые технологии. Однако cамые крупные благотворительные НКО далеко не всегда самые открытые, наилучшие результаты – у организаций с небольшим объемом бюджета. В двадцатку лучших фандрайзинговых НКО по уровню информационной прозрачности вошли только две НКО из 20 крупнейших, – сказал Гришанков. – Часто на сайтах фондов читаешь: мы публикуем отчеты в Минюсте! Но, во-первых, эти отчеты не так легко найти, они редко публикуются на сайтах фондов, во-вторых, 59% отчетов по формам Минюста не содержат детализированных показателей в разрезе отдельных направлений программных и непрограммных расходов.

Себестоимость – лучшая оценка эффективности

Лев Амбиндер, президент Русфонда, напомнил, что у старейшего российского фонда есть собственный проект, дающий представление о масштабах деятельности фондов-фандрайзеров в целом по стране, в отдельных регионах и городах, – «Русфонд.Навигатор». Он был создан в 2009 году по модели американского Сharity Navigator:
Президент Русфонда Лев Амбиндер
– Меня тогда поразило, что американцы чрезвычайно большое внимание уделяют себестоимости благотворительной деятельности. Так же, как и в любимых мною немецких благотворительных фондах, в уставе написано: «Фонд является некоммерческой организацией, в первую очередь он преследует собственные экономические интересы». То есть если ты не можешь себя прокормить, то кому ты поможешь? Фандрайзинговые фонды – это экономические фонды, это финансовые структуры, которые аккумулируют деньги и тратят их. Для чего вообще создается рейтинг? Он создается не для нас, фондов, а прежде всего для доноров. В американском навигаторе, если вы тратите 17% от собранных денег, из них 7% на себя и 10% на рекламу, то вам выставляется «отлично», дается «зеленый свет». Если вы тратите 22–25% – загорается «желтый свет», а если вы тратите больше 32% – это «красный свет»: сюда жертвовать нельзя!

Стоит отметить, что соотношение собственных затрат к общим сборам в Русфонде составляет 10%, что, безусловно, свидетельствует о его эффективности. В рейтинге RAEX Русфонд занимает 1-е место в «общем зачете» – по уровню партнерского потенциала.

Ликвидация безграмотности плюс цифровизация

Среди основных трендов, которые должны развиваться в будущем, участники дискуссии назвали цифровизацию сектора, диверсификацию и развитие социального предпринимательства. Однако начать стоило бы с самого простого, считает Анна Сошинская, президент благотворительного фонда Amway «В ответе за будущее»:

– То, что такое малое количество фондов делает нефинансовую отчетность, – это уже прошлый век. И мы должны всем сообществом стараться сделать открытость неотъемлемой частью нашей работы. А для потребителей жертвовать в фонд, у которого нет отчетности, – это очень серьезная неграмотность, и мы должны им это объяснять.
Фаина Захарова, президент благотворительного фонда «Линия жизни»
По мнению Фаины Захаровой, президента благотворительного фонда «Линия жизни», сверхзадача сейчас – это диджитал-маркетинг: привлечение денег с помощью соцсетей и высоких технологий:

– Мы активно работаем с молодежью и рассматриваем все, вплоть до новых речевых кодов, чтобы привлечь новую аудиторию до 40 лет. Потому что именно эта аудитория лучше других владеет такими технологиями.

Лев Амбиндер считает, что одной из ветвей развития фандрайзинговых организаций может стать социальное предпринимательство:

– Но здесь есть проблема: государственное финансирование. Можно создать на благотворительные пожертвования социальный проект типа Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова, который может приносить около 500 млн руб. финансирования в год. Но создать можно, а эксплуатировать его на благотворительные деньги нельзя. Рынка социального предпринимательства у нас нет и быть не может, так как, извините, у нас не рыночная экономика. А вот государственное финансирование возможно. Очень перспективное направление, но очень сложное.

Второй рейтинг благотворительных НКО агентство RAEX планирует выпустить в начале 2022 года. Рейтинг будет дополнен системой сравнительного анализа, чтобы НКО могли не просто узнать свое место, но и сравнить себя с конкурентами.

Фото: FCongress/youtube.com

Подпишитесь на канал Русфонда в Telegram — первыми узнавайте новости о тех, кому вы уже помогли, и о тех, кто нуждается в вашей помощи.

Оплатить
картой
Авто-
платежи
Оплатить
c PayPal
SberPay
Телефон
Другое

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Отправить пожертвование можно со счета мобильного телефона оператора — «Мегафон», «Билайн», МТС или Tele2.

Введите номер своего телефона, а затем сумму пожертвования в форме внизу. После этого на ваш телефон будет отправлено СМС-сообщение с просьбой подтвердить платеж. Большое спасибо!


Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Скачайте мобильное приложение Русфонда:

App Store

Google Play

Другие способы

Банковский перевод Сбербанк Альфа•банк Кошелек РБК Money Кошелек Web Money ЮMoney

Как помочь из-за рубежа

Pay Pal SMS Банковская карта Банковские реквизиты Система платежей CONTACT
comments powered by HyperComments