Ценз оседлости
Как подмосковные чиновники нарушают права сирот на получение жилья
Дьявол в деталях
Зина Пономарева родилась в Волгограде. Ее мама умерла, когда девочке было три года, своего отца она не знает. Почти сразу же Зину взяли под опеку, а в 2012 году семья опекуна переехала в Подмосковье, в Люберецкий район. Здесь девочка окончила гимназию, а в 16 лет начала работать на местном научно‑производственном предприятии «Звезда». Никакого жилья – ни в собственности, ни по договору социального найма – у Зины никогда не было, как и постоянной регистрации где-либо на территории России. С 2012 года она была временно зарегистрирована по месту жительства своего опекуна в Люберецком районе Московской области.В 18 лет Зина обратилась к подмосковным властям для получения социальной квартиры по месту жительства. Однако Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городским округам Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино ей отказало, ссылаясь на то, что девушка проживает в Подмосковье меньше пяти лет.
На вопросы Зины чиновники ответили: дьявол в деталях. Они ведут отсчет не с момента переезда девочки вместе с опекунами в Люберецкий район, а с момента подачи ею обращения. То есть не с 2012 года, а с мая 2020 года, когда Зина подала заявление о включении ее в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет бюджета Московской области. Тот факт, что девочка с 13 лет фактически жила в Подмосковье, чиновников нисколько не убедил, ведь постоянной регистрации у Зины не было. А значит, по новому закону, принятому правительством Московской области в декабре 2019 года, Зина будто все эти годы и не существовала вовсе.
Однако девушка с таким положением дел согласиться никак не могла и при поддержке юристов благотворительного центра «Соучастие в судьбе» подала иск в Московский областной суд.
Рудимент советской эпохи
Правозащитник, руководитель центра «Соучастие в судьбе» Алексей Головань называет законодательные нормы, введенные по инициативе Министерства образования Московской области, людоедскими:– Включение детей-сирот в список на получение жилья происходит, когда им исполняется 14 лет. Получается, если жители Подмосковья приняли в свою семью ребенка из другого региона, которому уже исполнилось 13 с половиной лет, «ценз оседлости» до достижения совершеннолетия он не преодолеет. И ему придется возвращаться в тот регион, где он родился и где его обычно никто не ждет. Там нет ни привязанностей, ни социальных связей, ни какой-либо поддержки. Включить такого ребенка в список до 18 лет опекун тоже не сможет, так как опять же у ребенка нет пятилетнего срока проживания в Московской области.
Однако органы опеки и попечительства, которые являются территориальными подразделениями Министерства образования Московской области, пошли еще дальше:
– Под проживанием на территории области сотрудники опеки по указанию министерства понимают не фактическое проживание сирот после постановки их на учет в соответствующем органе опеки и попечительства, а срок постоянной регистрации на территории Московской области, – пояснил Алексей Головань. – То есть если сирота проживает в Московской области, допустим, с восьми лет, но зарегистрирован на жилплощади опекуна временно (регистрация по месту пребывания), то считается, что он вообще не имеет места жительства на территории области и никакое жилье ему не положено. Вот так Министерство образования Московской области, которое призвано защищать интересы детей-сирот, на самом деле защищает бюджет от сирот. Даже не верится, что в наше время снова возник такой рудимент советской эпохи, как ценз оседлости!
Дискриминация недопустима
В сентябре Московский областной суд встал на сторону сироты и удовлетворил иск Зины Пономаревой, а также аналогичный иск несовершеннолетней сироты Ани Образцовой, чьи интересы отстаивал ее опекун. Кроме того, центру «Соучастие в судьбе» удалось добиться, чтобы еще один иск был подан со своей стороны прокуратурой Московской области.В своем решении суд отмечает, что ни Конституция, ни федеральные законы не предусматривают никаких дополнительных требований к детям-сиротам, включенным в списки для получения специализированного социального жилья.
Власти Московской области неправильно толкуют нормы материального права, когда утверждают, что пятилетний срок проживания на территории Московской области якобы необходим для урегулирования существующего правового пробела и расширения гарантий на предоставление жилья сиротам. «Установление условий дискриминационного характера при регламентации вопросов предоставления жилых помещений детям-сиротам, равно как и иным категориям граждан, недопустимо», – говорится в документе.
Что делать, если вы или ваши знакомые оказались в подобной ситуации
Рекомендации юриста и правозащитника Алексея Голованя
1. Прежде всего надо помнить, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений для отдельных групп. Это касается и места проживания или временного пребывания. Об этом свидетельствует практика рассмотрения судами соответствующих дел, утвержденная Президиумом Верховного суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года.
2. Никакие региональные законы не могут противоречить законам федеральным, а также ухудшать положение сирот и лишать их социальной поддержки государства. Права сирот на получение жилья определяются Федеральным законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». На него и следует прежде всего ссылаться при подаче иска в суд.
Подпишитесь на канал Русфонда в Telegram — первыми узнавайте новости о тех, кому вы уже помогли, и о тех, кто нуждается в вашей помощи.