25.04.2019
Русфонд.Регионы
С венгерского на русский
Программу по кондуктивной педагогике впервые провели в государственной клинике
Методика Андраша Петё для лечения ДЦП применяется с конца 1940-х годов. Нарушения опорно-двигательного аппарата в методике Петё рассматриваются не как «болезнь», а как «незнание». Помощь ребенку с ДЦП состоит не только в преодолении имеющихся у него двигательных нарушений, но и в обучении навыкам. С помощью специального оборудования детей учат останавливать избыточные движения, развивать навыки произвольных движений, навыки координации и самообслуживания. «Кондуктивная педагогика – хорошая методика. Задействуется комплексное физическое развитие ребенка, увеличивается активность в разных направлениях: еда, одевание, – рассказывает Анна Лучникова, эрготерапевт, супервизор программы "Уверенное начало". – Кондуктологи объясняют ребенку ситуативные роли, развивают двигательные навыки и навыки игры».
На занятиях врачи используют стремянки, стулья и склоны со ступенями, скамейки, кушетки, перила, гимнастический и массажный мячи, скакалки, кубики, коврики для йоги. По окончании курса упражнения можно делать и дома – с родителями, которые обучаются вместе с детьми. Если методику Петё применять с первых лет жизни, то больные ДЦП преодолевают врожденные ограничения в движениях и приходят в общепринятую физиологическую норму в 70–80% случаев, считают в Институте кондуктивной педагогики имени Петё в Будапеште; если занятия начинаются в более позднем возрасте, результат достигается в 40–50% случаев.
Юлия Павловна, мама Жени Полянина: «Мы были в Будапеште в самом институте Петё, и могу сказать, что реабилитация в "Бонуме" ничем не отличается от реабилитации в Венгрии. Курс прошел очень плодотворно, насыщенно. Женя стал уверенней сидеть, лучше кушать, переползает преграду. Самое главное – сын начал включать в работу правую руку (до курса он вообще ей не пользовался). Стал пытаться брать предметы двумя руками – пока это дается сложно, но он старается. Женя стал еще больше разговаривать. Это очень хорошая методика. Благодаря ей дети учатся общаться и играть между собой».
О методике Петё давно знали в России. В начале 2000-х годов Департамент здравоохранения Москвы отправлял семьи на лечение в Венгрию. Сейчас большинство родителей с детьми вынуждены сами ездить в Будапешт. Это накладно: базовый трехнедельный курс в Институте кондуктивной педагогики имени Петё обходится в 3304 евро, расширенный – почти на 400 евро дороже, самый продолжительный курс стоит около 6 тыс. евро. Финансирование таких поездок чаще всего берут на себя благотворительные фонды.
За годы работы с детьми из России вся программа занятий в будапештском институте была переведена на русский язык. И логично было перенести занятия в российские клиники.
В екатеринбургской клинике «Бонум» экспериментальная группа из десяти мальчиков и девочек в возрасте от четырех до десяти лет вместе с родителями (и еще двое детей – по индивидуальной программе) в течение трех недель учились по методике Петё. Для каждого пациента составили план занятий, например: разминка, обучение смене местоположения из положения лежа, навыки самообслуживания за завтраком и обедом, развитие мелкой моторики, развитие крупной моторики.
«Пилотный курс был нацелен на максимальную адаптацию детей к социальной среде, развитие движений, координации, уверенности в себе на бытовом и интеллектуальном уровне», – рассказала заместитель главного врача «Бонума» по лечебной работе Анна Плаксина.
Курс полностью оплатили благотворители: от изготовления мебели для тренировок до проезда и проживания венгерских кондуктологов. Русфонд оплатил участие в программе для пятерых пациентов. Детей отбирал профессор, экс-ректор Института кондуктивной педагогики имени Андраша Петё Франц Шаффхаузер. Он учитывал не только состояние ребенка, но и его реабилитационный потенциал. Отбор происходил согласно протоколу. За 30 минут работы с пациентом врачи рассматривали следующие параметры и симптомы: возможность вступить в контакт, выражение лица, жесты, мимику, узнавание, состояние и характер вербальной коммуникации, гиперподвижность, реакцию осязания и слуха, анализировали эмоции – умение встревожиться, заплакать; манипуляции с привычными предметами, компоненты элементарных действий и многое другое.
Почему именно десять детей? Такое количество, считают венгерские специалисты, оптимально для индивидуальных и групповых занятий с двумя кондуктологами.
Алексей Павлович, папа Полины Истоминой: «Мы впервые опробовали этот метод. Я смотрел, как занимаются дети: было видно, что им тяжело, но они преодолевали трудности и им это нравилось. Существенную роль, конечно, играет то, что занятия проходят в группе, дети знакомятся, общаются, смотрят друг на друга – им весело. Так они справлялись с трудностями гораздо легче. Многие вещи – движения, упражнения – стали даваться Полине намного проще, чем раньше».
В екатеринбургский «Бонум» приехали два специалиста из Института имени Андраша Петё – Нора Шаккаур, ей 50 лет, и Ализ Хорват, ей 26 лет. Во время занятий кондуктологи ежедневно фиксировали изменения, сравнивая статус при первичном осмотре и после занятий в конце дня, на основе этого планировали следующие шаги. В специальном дневнике врачи отмечали количество сделанных шагов, пройденное расстояние, фиксировали, как изменилась опора ног, рук, позвоночника, шеи, головы до и после корректировки, угол сгибания суставов во время движений; следили за динамикой во взаимодействии c компаньонами. Например, все пациенты по-разному умели использовать столовые приборы, и задания кондуктологов были направлены на манипуляции с ложкой, кружкой. Нужно было не только удержать предмет в руке, но и заполнить кружку водой, а ложку – едой, наколоть еду на вилку, положить в рот – процесс разбит на мельчайшие этапы.
Татьяна Сергеевна, мама Матвея и Макара Зайцевых: «Курс кондуктивной педагогики для нас был необычным, новым. Но я очень рада, что с помощью Русфонда мы его прошли. Занятия были полезны не только для детей, но и для меня. Макар теперь устойчивее стоит, увереннее ходит с тростью. Сын уже на середине курса стал дома забирать у меня из рук ложку, когда я пыталась по привычке его покормить (на занятиях его учили есть самостоятельно)».
«По результатам курса у детей улучшились двигательные навыки: мелкая моторика, умение пользоваться ложкой и кружкой, крупная моторика (навыки одевания, ползания, ходьбы), координация (походка, передвижение в пространстве). Улучшилась речь (появилась слоговая речь, купирование симптомов дизартрии, увеличение словарного запаса), установился контакт со сверстниками», – отметила Анна Плаксина.
Один из главных итогов курса, и это особенно отмечают родители, – развитие навыков общения. «Дети познакомились друг с другом, узнали о своих способностях и отличиях от других. Увидели, какие душевные силы прилагают их сверстники, чтобы преодолеть трудности, возникающие из-за ограниченности в движении, как эти силы могут быть мобилизованы. У них появляются новые общие впечатления, дети поддерживают и поощряют друг друга, сотрудничают, помогают и корректируют друг друга. Дети хотят больше общаться, у них увеличивается запас слов», – отмечает заместитель главного врача «Бонума» по лечебной работе Анна Плаксина.
Следующий курс стартует в июне 2019 года. Финансировать занятия также будут благотворительные фонды (в том числе Русфонд). Ожидается, что в будущем году к финансированию реабилитации в «Бонуме» подключится и правительство Свердловской области.
Бюро Русфонда в Свердловской области работает с 2013 года. Помочь детям региона можно здесь.
Фотографии предоставлены клиникой «Бонум»