26.04.2012
Так устроено сердце человека
Отец Андрей Зуев,
священник, руководитель Отдела Социального Служения и Благотворительности Уфимской митрополии, настоятель Вознесенского храма села Чесноковка
– В Священном Писании говорится, что милосердие – это всегда проявление веры. И мы должны ее проявлять, потому что без дела вера мертва. Особенно важно милосердие для состоятельных людей, оно помогает человеку немного прижать страсть к накоплению и роскоши. Важно не жить по принципу: «на тебе, Боже, все, что негоже», а отдавать даже больше, чем ты можешь. Если ты пошел в ресторан и оставил за ужин 1000 долларов, а потом 100 рублей пожертвовал на благотворительность, чтобы успокоить душу, то это скорее насмешка над собой же. Намного лучше спасти чью-то жизнь вместо покупки очередного роскошного автомобиля. Конечно, дело не в сумме пожертвования, а в том, от чистого ли сердца оно. Очень важно при этом не вступать с Богом в торги: «Вот я кому-то помог, а теперь помоги и ты мне». Он-то обязательно воздаст, но не нам с вами решать, – кому и сколько.
– На ваш взгляд, что первично в благотворительном поступке: ответственность перед обществом или простая радость? Есть же выражение: дарить приятнее, чем получать?
– Простая радость первична. Так устроено сердце человека – ему хочется поделиться с кем-то, помочь. Даже когда ты видишь бомжа и точно знаешь, что он просит на водку – тебе все равно его жалко, и ты отдаешь эти деньги. Это естественно. У нас врожденная потребность помогать, ей, собственно, мы и отличаемся от животных. Когда ты перестаешь это делать – теряется человеческий облик. А вот когда помогать будут все и от чистого сердца – мы сможем смело называть это гражданской ответственностью.
–Абсолютно большинство постоянных читателей Русфонда категорически против упоминания их имен в печати. Одна из причин – будто бы религия требует от верующего анонимности дарения. Так ли это?
– Не совсем. Единственное, что осуждается, это показуха. А если человек действительно помогает от чистого сердца и хочет, чтобы об этом знали, то почему бы и нет? Это совершенно нормально. Он как бы говорит: я обычный человек, как и вы, но я могу выйти за привычные рамки и сделать что-то еще. Все мы разные, так что не нужно все сводить к анонимности или публичности – давайте искать золотую середину. Это напоминает мне ситуацию, когда Патриарх Кирилл посетил один из детских домов – это активно освещалось в прессе, и некоторые верующие были недовольны, мол, почему бы не помочь детишкам тайно. А Патриарх ответил: «Я пошел туда не для того, чтобы попиариться, а подать пример, показать, что и вы должны делать ровно то же самое».
– Старый спор: можно ли принимать пожертвование от бандита, наркодельца, зная, что этот человек преступник?
– Знаете, на постройку такой святыни, как храм, у бандита денег, конечно, никогда не возьмут. Но если речь идет о таком добром деле, как спасение чьей-то жизни, то церковь скажет: «Иди, отдай!». Какие бы это ни были деньги, если их дают от чистого сердца, то мы обязаны их принять. Ну, украл он их, но ведь наверняка покаялся, понял, что поступил плохо. Почему бы не дать человеку возможность вернуть себе моральный облик? Это тоже своего рода милосердие. Ведь как было на Руси: если ты украл, но вернул краденное в течение трех дней, то тебя не будут преследовать. Потому что плохо ты поступил из-за помутнения рассудка. Та прежняя система была больше направлена на покаяние. Сейчас все в мире усложнилось, но мы должны давать человеку возможность измениться к лучшему. Милосердие должно быть во всем и только тогда мы чего-то достигнем.
Так устроено сердце человека
Отец Андрей Зуев,
священник, руководитель Отдела Социального Служения и Благотворительности Уфимской митрополии, настоятель Вознесенского храма села Чесноковка
– В Священном Писании говорится, что милосердие – это всегда проявление веры. И мы должны ее проявлять, потому что без дела вера мертва. Особенно важно милосердие для состоятельных людей, оно помогает человеку немного прижать страсть к накоплению и роскоши. Важно не жить по принципу: «на тебе, Боже, все, что негоже», а отдавать даже больше, чем ты можешь. Если ты пошел в ресторан и оставил за ужин 1000 долларов, а потом 100 рублей пожертвовал на благотворительность, чтобы успокоить душу, то это скорее насмешка над собой же. Намного лучше спасти чью-то жизнь вместо покупки очередного роскошного автомобиля. Конечно, дело не в сумме пожертвования, а в том, от чистого ли сердца оно. Очень важно при этом не вступать с Богом в торги: «Вот я кому-то помог, а теперь помоги и ты мне». Он-то обязательно воздаст, но не нам с вами решать, – кому и сколько.
– На ваш взгляд, что первично в благотворительном поступке: ответственность перед обществом или простая радость? Есть же выражение: дарить приятнее, чем получать?
– Простая радость первична. Так устроено сердце человека – ему хочется поделиться с кем-то, помочь. Даже когда ты видишь бомжа и точно знаешь, что он просит на водку – тебе все равно его жалко, и ты отдаешь эти деньги. Это естественно. У нас врожденная потребность помогать, ей, собственно, мы и отличаемся от животных. Когда ты перестаешь это делать – теряется человеческий облик. А вот когда помогать будут все и от чистого сердца – мы сможем смело называть это гражданской ответственностью.
–Абсолютно большинство постоянных читателей Русфонда категорически против упоминания их имен в печати. Одна из причин – будто бы религия требует от верующего анонимности дарения. Так ли это?
– Не совсем. Единственное, что осуждается, это показуха. А если человек действительно помогает от чистого сердца и хочет, чтобы об этом знали, то почему бы и нет? Это совершенно нормально. Он как бы говорит: я обычный человек, как и вы, но я могу выйти за привычные рамки и сделать что-то еще. Все мы разные, так что не нужно все сводить к анонимности или публичности – давайте искать золотую середину. Это напоминает мне ситуацию, когда Патриарх Кирилл посетил один из детских домов – это активно освещалось в прессе, и некоторые верующие были недовольны, мол, почему бы не помочь детишкам тайно. А Патриарх ответил: «Я пошел туда не для того, чтобы попиариться, а подать пример, показать, что и вы должны делать ровно то же самое».
– Старый спор: можно ли принимать пожертвование от бандита, наркодельца, зная, что этот человек преступник?
– Знаете, на постройку такой святыни, как храм, у бандита денег, конечно, никогда не возьмут. Но если речь идет о таком добром деле, как спасение чьей-то жизни, то церковь скажет: «Иди, отдай!». Какие бы это ни были деньги, если их дают от чистого сердца, то мы обязаны их принять. Ну, украл он их, но ведь наверняка покаялся, понял, что поступил плохо. Почему бы не дать человеку возможность вернуть себе моральный облик? Это тоже своего рода милосердие. Ведь как было на Руси: если ты украл, но вернул краденное в течение трех дней, то тебя не будут преследовать. Потому что плохо ты поступил из-за помутнения рассудка. Та прежняя система была больше направлена на покаяние. Сейчас все в мире усложнилось, но мы должны давать человеку возможность измениться к лучшему. Милосердие должно быть во всем и только тогда мы чего-то достигнем.