Яндекс.Метрика

Сибирский прецедент

Недоступная среда становится затратной


Наталья Волкова,

корреспондент Русфонда

Роман Соломатин. Фото из личного архива

Юрист, инвалид-колясочник Роман Соломатин из Новосибирской области выиграл суд у Сбербанка. Соломатин подал гражданский иск о компенсации морального вреда после того, как сотрудники отделения банка в Бердске отказались выдать ему социальную карту, когда он не смог зайти в помещение. Переступить порог Роману помешало отсутствие пандуса.

Недоступный «Мир»

В конце октября 2019 года Роман Соломатин поехал в одно из отделений Сбербанка в Бердске за социальной картой «Мир». Но попасть в банк и получить карту не смог: пандус был закрыт, там шел ремонт.

– Я был вместе с 15-летним сыном и пытался решить вопрос конструктивно, – рассказывает Роман, – предлагал, чтобы сын, которому я совершенно доверяю, ввел в отделении ПИН-код вместо меня, чтобы мне вынесли на улицу портативный терминал. На все свои предложения получил категорический отказ. Сказали, что единственный выход – аннулировать карту и заказать ее в другом отделении, куда я смогу попасть.

Роман подал гражданский иск к Сбербанку о взыскании компенсации морального вреда. Его дискриминировали по признаку инвалидности: он не смог реализовать свои права в получении услуги – социальной карты для пенсионного обслуживания.

– Я наткнулся не просто на техническую невозможность ее забрать, – говорит Роман, – а на очередное проявление равнодушия, безразличия по отношению к таким, как я.

Частичное удовлетворение

19 июня 2020 года суд частично удовлетворил иск Романа Соломатина. Моральный ущерб оценен в 30 тыс. руб., а дискриминации в действиях сотрудников банка суд и вовсе не нашел.

Судебное решение может быть обжаловано до 29 июля, но Роман пока не решил, будет ли этим заниматься. Однако с постановлением суда он не согласен:

– 30 тыс. не наказание для Сбербанка, который позиционирует себя как эталон социально ориентированного бизнеса. Мне кажется, здесь должны более внимательно относиться к проблемам социально незащищенных групп, в том числе людей с инвалидностью. А вот если Сбербанк обжалует решение суда, это придаст мне больше энергии. Буду искать спонсоров, поддержку, пойду до конца.

В ходе одного из судебных заседаний Роман заявил, что готовит второй иск – как потребитель, который не получил услугу. Но на днях социальную карту, которую он заказывал в банке еще в октябре прошлого года, доставили на дом.

– Если такая возможность всегда существовала, почему мне сразу не сообщили об этом? – удивляется Роман.

На сайте Сбербанка мы не нашли информации о том, что готовые дебетовые карты могут быть доставлены получателю на дом. В прошлом году организация планировала запуск пилотного проекта по доставке, однако о результатах пока не сообщается. Сотрудник Сбербанка в чате по поддержке физических лиц при запросе «Доставка карты на дом» ничего не говорит о существовании дополнительных опций для человека с инвалидностью, ограничиваясь стандартными объяснениями и приглашениями посетить ближайшее отделение банка или сделать нотариальную доверенность, чтобы карту мог получить другой человек.

Роман вспоминает дело еще одного жителя Бердска, тоже инвалида-колясочника Андрея Малюгина, который судился с «Почтой России» из-за неподходящей для передвижения конструкции пандуса на крыльце одного из отделений. Ему присудили 5 тыс. руб. за нанесенный моральный ущерб.

– Такое решение – насмешка над людьми с инвалидностью, – говорит Роман. – Конечно, «Почта России» оказывает услуги на дому, но каждый человек имеет право выбора – вызвать сотрудника или сходить на почту самостоятельно.

Коляска в городе

Почему Роман решил оставить заявку на карту в отделении, в котором так и не смог ее получить? Потому что знал, что у одного из входов есть пандус. Не выдерживающий никакой критики, сделанный не по ГОСТу, но все-таки есть. С помощью других людей Роман однажды забрался по нему наверх и попал внутрь.

– Никакого корыстного умысла у меня не было, я о борьбе и не помышлял, – говорит Роман. – Хочу это особо отметить, а то будут говорить, что это «инвалидский экстремизм» – по аналогии с людьми, которые судятся из-за каждой мелочи и злоупотребляют законом в корыстных целях.

Роман рассказывает, что до этого происшествия терпеливо относился к проблемам, которые сопровождают жизнь инвалидов:

– Терпел я очень долго – восемь лет с момента травмы. Так вот, мой иск к Сбербанку – первый иск ради себя самого. Но и ради других тоже, потому что я знаю, что у всех нас, инвалидов, разный уровень активности, разные условия жизни. Кто-то не представляет, что можно бороться за свои права, а кто-то просто не может.

В Бердске больше ста взрослых колясочников, многих Роман знает лично. И хорошо понимает, с какими трудностями им приходится сталкиваться. Сам старается поддерживать активный образ жизни, не засиживаться дома, по возможности путешествует. Однако каждый выход в город для него – настоящий стресс:

– Приходится постоянно просить о помощи – преодолеть высокий бордюр, подняться по лестнице, въехать на крутой пандус. Проще дома сидеть – и так думает 99% инвалидов, которые вполне были бы в состоянии самостоятельно перемещаться по городу, если бы не недоступная среда вокруг.

В 2018 году местные журналисты сделали сюжет о том, как тяжело, а часто просто невозможно ездить на коляске по Бердску. Роман снялся в нем в качестве эксперта, который опытным путем проверял доступность городской среды. Он решился на это после поездки в Анапу, которая его поразила: там везде можно передвигаться в коляске без посторонней помощи.

После возвращения в Бердск Роман посмотрел на город совсем по-другому: не смог перебраться через дорогу рядом с домом и выехать за пределы квартала самостоятельно. Даже на электрической, относительно мобильной и мощной коляске.

– Я в депрессию впал, – рассказывает он. – Сейчас по Бердску, который пришлось изучить вдоль и поперек, передвигаюсь, словно по тайному фарватеру: где-то по газону, где-то по дворам, где-то объезжаю крюками целые кварталы.

Роман вспоминает такой случай: глава Бердска решил позвать колясочников на совет, чтобы обсудить проблемы доступности городской среды. Правда, заседание назначили на третьем этаже администрации, в которой нет лифта.

– Тащили нас туда на руках. Кто-то снял об этом видео, которое через соцсети дошло до губернатора. После этого чиновники обещали все исправить, говорили, что очень нас понимают, что у них самих есть маломобильные родственники. Но ничего пока не изменилось. Даже центральная улица города по‑прежнему недоступна для нас.

Юридический подход

И все же отсутствие доступной среды Роман считает не самой большой проблемой в жизни человека с инвалидностью. Уже больше года он берется за дела, которые связаны с социальными проблемами незащищенных групп населения. Это дела о лекарственном обеспечении, праве на жилье, на образование для детей с инвалидностью:

– Чем глубже я погружаюсь в тему, тем сложнее дела. Не знаю, насколько хватит моих сил, но пока я ощущаю себя пружиной.

Люди с инвалидностью в правовом поле почти не имеют защиты. Для того чтобы ее получить, нужны ресурсы: деньги и юристы, которые решат потратить свое время и добиться справедливости. Человек на коляске или с другими тяжелыми ограничениями по здоровью, не имеющий средств на оплату адвоката, не знающий правовых норм и механизмов, вряд ли решится на защиту своих прав в суде.

– Существует, конечно, закон о бесплатной юридической помощи, – объясняет Роман, – но, по сути, у юристов, которые оказывают помощь без оплаты или за скромное вознаграждение, силы есть только на консультации. А стимула, чтобы писать ходатайства, жалобы, составлять иски, выходить в суд, нет. Кроме того, люди с инвалидностью по большей части клиенты непростые. С ними нужно уметь общаться: выслушивать, сочувствовать, успокаивать. Психологически подобное очень затратно, а если еще и дело ведется бесплатно, мало кто решится за него взяться, особенно когда оно связано с серьезными проблемами.

Роман считает, что востребованной формой помощи может стать социальная юридическая служба, где сотрудники получали бы зарплату и помогали тем, кому помогать непросто. Он уже сделал первый шаг к осуществлению замысла – основал год назад автономную некоммерческую организацию (АНО) «Социальный юрист». Пока АНО выступает как подрядчик детского реабилитационного центра «Святитель Лука», который получает частные пожертвования и принимает пациентов бесплатно.

Удалось Роману собрать и небольшой круг юристов-единомышленников, которые готовы помогать взрослым людям с инвалидностью на общественных началах, консультации проводятся в Бердске и Новосибирске в учреждениях соцзащиты.

В их активе не только благодарственные письма – а их уже более 20, – но и десяток решенных в пользу истцов судебных дел.

– Если ко мне обратится человек с инвалидностью за защитой своих прав, мы с ним пойдем в суд, – говорит Роман. – И будем бороться.

Подпишитесь на канал Русфонда в Telegram — первыми узнавайте новости о тех, кому вы уже помогли, и о тех, кто нуждается в вашей помощи.

Оплатить
картой
Авто-
платежи
Оплатить
c PayPal
Сбербанк
онлайн
Телефон
Другое

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Отправить пожертвование можно со счета мобильного телефона оператора — «Мегафон», «Билайн», МТС или Tele2.

Введите номер своего телефона, а затем сумму пожертвования в форме внизу. После этого на ваш телефон будет отправлено СМС-сообщение с просьбой подтвердить платеж. Большое спасибо!


Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Для абонентов МТС есть возможность отправить деньги через сайт:

МТС. Легкий платеж

Пожертвовать
с помощью SMS

Скачайте мобильное приложение Русфонда:

App Store

Google Play

Другие способы

Банковский перевод Сбербанк Альфа•банк Кошелек РБК Money Кошелек Web Money Яндекс Деньги

Как помочь из-за рубежа

Pay Pal SMS Банковская карта Банковские реквизиты Система платежей CONTACT
comments powered by HyperComments