Яндекс.Метрика
мы в социальных сетях

Слепой, глухой и немой

Почему государство, бизнес и НКО не слышат друг друга

Оксана Пашина,

корреспондент Русфонда

Иллюстрация Тимофея Яржомбека
Исследование «Операторы добра. Проблемы, пространство и перспективы коммуникаций в российской благотворительности», которое провел Центр социального проектирования «Платформа», выявило конкретные запросы государства, бизнеса и благотворительных организаций друг к другу. Социологи «Платформы» опросили 40 федеральных и региональных экспертов – глав благотворительных фондов и НКО, руководителей направлений КСО в компаниях, представителей органов власти и общественных организаций. Для Русфонда исследование комментирует социолог, основатель ЦСП «Платформа» Алексей Фирсов.

Государство – НКО

Главная проблема государства – боязнь общественной активности. Любая инициатива «снизу» потенциально опасна. Сегодня вы объединяетесь, чтобы помогать детям или домам престарелых, а завтра будет как в Екатеринбурге, где прошли протесты против строительства храма, или как в Архангельске, где люди выступают против строительства мусорного полигона, – так думает госчиновник. Кроме того, если государство дает средства, оно хочет все контролировать и всем руководить. А для этого зачастую не хватает ни сил, ни времени, ни ресурса.

У владельцев бизнеса возникает внутренний конфликт между желанием делать социальные инвестиции и интересами бизнеса, ведь стимулирующие налоговые механизмы отсутствуют. Все благотворительные расходы ложатся сегодня на прибыль, то есть требуют предварительной уплаты полного объема налогов. Объясняется это повышенной подозрительностью фискальной системы, презумпцией виновности в отношении предпринимателей. Чиновники полагают, что благотворительные проекты, попадая под льготы, могут быть использованы для вывода средств, как когда-то было с фирмами, где в штате были инвалиды. Однако современные системы контроля за движением финансовых средств вполне решают эту проблему.

Бизнес – НКО

С предпринимателями надо говорить на языке бизнеса. А именно: сколько надо денег, на что конкретно, как это будет потрачено, какой профит. НКО в основном апеллируют к эмоциям, и с бизнесом это иногда работает, но далеко не всегда. Иногда нужно говорить на скучном языке бухгалтерии, финансовых выкладок и отчетов, но это пока получается плохо.

Еще одна проблема: в России участие в благотворительности никак не влияет на репутацию бизнеса. И даже наоборот. Мы в основном привыкли к библейскому восприятию благотворительности: «Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне». Иначе это пиар в плохом смысле слова. Но почему пиар – это плохо? На Западе участие в благотворительности – огромный плюс к репутации. Поэтому у нас филантропией, программами КСО, сотрудничеством с НКО занимаются в основном крупные компании, ориентированные на международные рынки. Среднему и малому бизнесу это неинтересно.

НКО и НКО

Каждая НКО у нас «копает собственную грядку» или «возделывает свой сад», как больше нравится. Связи и взаимодействие между организациями ограничены. Нет единой площадки для обмена опытом, обсуждения проблем, выработки решений. Да, есть, например, Форум доноров, но этого явно недостаточно. Таким органом могла бы стать Общественная палата, но… не стала. На общих собраниях, если они случаются, в основном отчитываются об успехах, а о проблемах предпочитают не говорить. Между тем у маленьких НКО есть запрос на новые знания, а у крупных – на продвижение сектора в целом. Такая общая площадка – скажем, некое учредительное собрание – может быть создана, например, при Минэкономразвития. А интересы НКО мог бы представлять некий лоббист – крупный бизнесмен, основатель авторитетного фонда, который говорит на одном языке с бизнесом и которому доверяют государственные чиновники. Но такого человека пока нет.

Подпишитесь на канал Русфонда в Telegram — первыми узнавайте новости о тех, кому вы уже помогли, и о тех, кто нуждается в вашей помощи.

Оплатить
картой
Авто-
платежи
Оплатить
c PayPal
Сбербанк
онлайн
Телефон
Другое

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Sberbank Держатели карт Сбербанка России, подключенных к системе «Сбербанк Онлайн», могут сделать пожертвование в Русфонд из своего личного кабинета в системе «Сбербанк Онлайн».

Внимание! Комиссия за проведение платежей через Сбербанк и «Сбербанк Онлайн» не взимается!

Далее

Отправить пожертвование можно со счета мобильного телефона оператора — «Мегафон», «Билайн», МТС или Tele2.

Введите номер своего телефона, а затем сумму пожертвования в форме внизу. После этого на ваш телефон будет отправлено СМС-сообщение с просьбой подтвердить платеж. Большое спасибо!


Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Для абонентов МТС есть возможность отправить деньги через сайт:

МТС. Легкий платеж

Пожертвовать
с помощью SMS

Скачайте мобильное приложение Русфонда:

App Store

Google Play

Другие способы

Банковский перевод Сбербанк Альфа•банк Кошелек РБК Money Кошелек Web Money Яндекс Деньги

Как помочь из-за рубежа

Pay Pal SMS Банковская карта Банковские реквизиты Система платежей CONTACT
comments powered by HyperComments