Стать актрисой
Злата Слугина, которой Русфонд помог приобрести слуховые аппараты, занимается спортом и мечтает о большой сцене
В комнате у Златы – большой стенд. На нем дипломы, грамоты и несколько десятков золотых и серебряных медалей. Девочка уже семь лет занимается спортивным ориентированием среди глухих и слабослышащих детей.
– Мы радуемся и гордимся ее победами, – рассказывает Елизавета. – В прошлом году Злата победила в первенстве России по спортивному ориентированию. Ее команда завоевала золото на эстафете. Надеюсь, что через три года она сможет стать кандидатом в мастера спорта, а впоследствии и тренером, если захочет.
Сейчас Злата на сборах в Кисловодске. Два-три раза в год она ездит на тренировки и соревнования по всей России – в Геленджик, Архыз, на Эльбрус. Она научилась жить со своей болезнью. А помогают ей в этом слуховые аппараты.
Первая тревога
– Ваша дочь плохо слышит, – сказала воспитательница детского сада Елизавете. И громко обратилась к девочке: – Злата! Подойди, пожалуйста!Но девочка не откликнулась и даже не повернула голову в сторону воспитательницы, продолжала играть.
– Нужно срочно обратиться к врачу, – заключила воспитательница.
Елизавета и прежде замечала, что дочка не всегда отзывается на свое имя, не реагирует на некоторые звуки. Но думала, что малышка просто заигралась и не хочет отвлекаться.
Настораживал и другой факт: к двум годам Злата говорила лишь слогами или просто молчала. Но о плохом в семье не думали, ведь ни у кого никогда не было подобных проблем.
Проверка слуха
Когда Злате было два с половиной года, Елизавета повезла дочь в Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи Минздрава РФ. Первое обследование показало, что у ребенка увеличены аденоиды. Врачи рекомендовали их удалить, ведь нередко именно воспаленные миндалины вызывают снижение слуха.
– Злате сделали операцию, – вспоминает Елизавета, – однако слух у дочки так и не восстановился. Тогда и стало понятно, что все гораздо сложнее, чем казалось на первый взгляд.
Девочке повторно провели исследование слуха – на этот раз в состоянии глубокого сна. Такой метод считается самым информативным. Результат показал: у Златы сенсоневральная тугоухость 23-й степени. Всего степеней четыре. Первая и вторая считаются относительно легкими, вторая и третья, как правило, приводят к проблемам с речью и ее восприятием, а вот четвертая степень – самая тяжелая, практически полная глухота.
При сенсоневральной тугоухости поражаются внутренние структуры уха. Злата слышала не все звуки, а лишь часть из них, да и те сильно искажались при восприятии.
– Врачи объяснили мне, что в такой ситуации важно принять три меры. Первая – как можно раньше выявить проблему и подключить специалистов. Вторая – подобрать Злате качественные слуховые аппараты. И наконец, третья – как можно больше заниматься с ребенком дома, ведь именно в раннем возрасте формируется речь, которая, с свою очередь, влияет на развитие интеллекта.
В три года Злата получила свои первые слуховые аппараты. Девочка долго к ним привыкала, часто пыталась снять. Маленькому ребенку было сложно объяснить, для чего нужны эти устройства.
– Для меня было очень важно, чтобы дочка начала говорить. Мы постоянно ездили в сурдологический центр на занятия, покупали специальные книги и тетради, выполняли по ним домашние задания. Речь развивалась, но крайне медленно.
Злата по-прежнему мало говорила, путала окончания, «глотала» некоторые слова. Мама беспокоилась, ведь впереди школа. Как девочка будет учиться? Как будет общаться со сверстниками?
Слуховые аппараты
– Мама, я совсем тебя не слышу! – сказала однажды Злата.
Елизавета очень удивилась, ведь дочь была в слуховых аппаратах. Пошли к врачу. Оказалось, что старые приборы нечетко проводят звуки. Сурдолог посоветовала купить новые, цифровые.
Родители собрали все сбережения и купили Злате самые современные многоканальные слуховые аппараты. И вот тогда появились первые значимые результаты.
– Злата буквально за месяц сделала огромный рывок. Она стала слышать все звуки: пение птиц в парке, шорох листьев под ногами, стук дождя по стеклу. Начала лучше произносить слова, говорить четкими предложениями. Мне казалось, что дочь совсем по-другому посмотрела на окружающий мир. Динамика речевого развития была очевидной.
В семь лет Злата пошла в специализированную школу №31 Санкт-Петербурга и поступила в класс для слабослышащих детей.
– В школе со всеми детьми занимаются сурдопедагоги, – рассказывает Елизавета. – Занятия проходят как минимум два раза в неделю. Но, если требуется, и больше. К примеру, после летних каникул все дети возвращаются немного расслабленными, утратив некоторые навыки, и вот сурдопедагог снова начинает детям ставить речь.
В шаге от глухоты
Болезнь Златы такая, что остановить ее прогрессирование невозможно. С каждым годом слух у девочки продолжает снижаться. Если в детском саду у нее была тугоухость 23-й степени, то в начальной школе слух снизился уже до 4-й степени.Злата оказалась буквально в одном шаге от полной глухоты. Без слуховых аппаратов она ничего не слышала дальше вытянутой руки: ни сигнала автомобиля, ни гудков поезда – ничего. Слуховые аппараты уже не компенсировали потерю слуха в полном объеме.
Была только одна возможность помочь ребенку – купить новые многоканальные цифровые слуховые аппараты с индивидуальными ушными вкладышами. Такие устройства позволяют подстраивать частотный диапазон в соответствии с аудиограммой ребенка – это очень важно.
Елизавета обратилась в Фонд социального страхования Санкт-Петербурга, но оказалось, что предоставить нужную модель там не могут. Тогда мама Златы обратилась за помощью в Русфонд. Благодаря помощи читателей средства были быстро собраны, и девочка получила новые слуховые аппараты, а вместе с ними – возможность слышать и говорить.
– Русфонд всегда нам помогал – и сейчас продолжает это делать, – говорит Елизавета. – Тогда в моей жизни был трудный период. Денег не хватало, я была в декрете после рождения второй дочери – Веры, к счастью, у нее со слухом все в порядке. И вот тут встал вопрос о покупке новых слуховых аппаратов для Златы, очень дорогих. В Фонде социального страхования сказали, что по государственному контракту у них закуплены аппараты средней мощности других моделей. Но я отказалась, ведь от качественного протезирования зависело слишком многое в жизни моего ребенка. Тогда я и решила обратиться в Русфонд. И помощь пришла сразу, незамедлительно. Поэтому я хочу сказать большое спасибо всем людям, которые нам помогли.
Спортсменка
Сейчас Злата учится в седьмом классе. Она круглая отличница. Все предметы, по словам учителей, даются ей легко: и русский язык, и литература, и физика, и химия.
– Когда я спрашиваю у дочки про любимые уроки в школе, – рассказывает Елизавета, – она отвечает, что любит все предметы. Если она что-то недопоняла на уроке, то дома перечитает, разберется, поймет и сделает все задания самостоятельно. Знаете, есть родители, которые сидят с детьми над тетрадями и книгами, вместе делают уроки, – у нас такого нет. Разве что читаем мы вслух. Это очень полезно – и речь, и память развивается. А после чтения я всегда прошу, чтобы Злата мне пересказала прочитанное.
Слуховые аппараты девочка носит весь день. Они очень маленькие, за пышными волосами их совсем не видно. Впрочем, Злата и не стесняется их. Она соединяет слуховые аппараты с компьютером, телевизором, мобильным телефоном. А с помощью заушного индикатора – наушников для слабослышащих – можно не только говорить по телефону, но и слушать музыку. Снимает аппараты Злата только на ночь. Эти устройства для нее своего рода мостик между двумя мирами – миром тишины и миром звуков.
Съемки фильма и мечты о сцене
Любимое увлечение Златы – жестовое пение. В школе есть музыкальный кружок, в котором девочка занимается уже четыре года. Дети выходят на сцену и «поют» руками, то есть передают смысл песни не словами, а жестами. Получается проникновенно и трогательно. Злата грезит о большой сцене и мечтает стать актрисой Театра глухих. А желание это появилось после того, как она снялась в большом кино.Два года назад команда режиссера Алексея Учителя объявила среди учеников спецшколы №31 набор актеров для массовых сцен в фильме «Битва». Это картина про юного танцора, который в результате травмы потерял слух. Он перестал слышать, но не перестал верить в себя: молодой человек начал учить танцевать глухих детей и в итоге привел свою команду к победе.
– Для съемок отобрали десять человек, в том числе и Злату, – вспоминает Елизавета. – И она не просто снялась в массовой сцене, но и получила маленькую роль. Этот фильм вышел на экраны в 2019 году, его во всех кинотеатрах показывали.
Злата была очень воодушевлена сьемками. И даже стала думать о поступлении в театральное училище.
– Понимаете, поступить в театральную академию на общих условиях она не сможет. Если идти учиться, то только в специализированную студию. Но ведь это не высшее образование. Поэтому я не очень поддерживаю эту идею. Мне кажется, что нужно поступить в институт. А жестовое пение пусть будет хобби. Кроме того, я хотела бы, чтобы Злата жила в обычной среде, а не только в среде слабослышащих и глухих людей.
Школьная жизнь кипит. Дважды в неделю Злата занимается спортивным ориентированием, помимо этого выступает на конкурсах чтецов, участвует в художественных выставках. Девушка так любит свою школу, что однажды сказала маме: «Я бы хотела стать учительницей младших классов». Для этого у нее есть все возможности. Она умеет работать в команде, всегда помогает своим одноклассникам, придумывает интересные занятия для друзей.
– Злата открытая, добрая, отзывчивая. Она у нас золотой ребенок, неслучайно и имя у нее такое – Злата. Я верю, что, какую бы профессию в будущем она ни выбрала, она сможет стать не только хорошим специалистом, но и просто счастливым человеком. Самое главное при любых жизненных обстоятельствах прислушиваться к своему сердцу. Этому я и стараюсь научить дочь.
Фото из личного архива