Пассивный спорт
Некоторые сведения о лечебной физкультуре
по методу Сандакова
Рубрику ведет Валерий Панюшкин
Проект «Русфонд.ДЦП»: внедрение, поддержка и развитие новых медицинских технологий в лечении детского церебрального паралича.
|
Вообще-то Алексей юрист по образованию. Окончил Луганский государственный университет по специальности «правоведение». Но потом родилась Алиса, и выяснилось, что никто толком не будет заниматься с твоим больным ребенком, пока сам не научишься и не посвятишь этим занятиям жизнь.
Так Алексей и поступил. Забросил свое правоведение, выучился лечебной физкультуре и вот уже больше пяти лет занимается ею каждый день – с дочерью, со множеством детей там у себя в Донецке и Луганске и с нашими детьми в Домодедове. Раньше Алексей приезжал к нам на двухнедельные курсы. Теперь по причине войны оставил квартиру в Донецке, забрал семью и стал у нас в центре «Сделай шаг» не гастролирующим ЛФК-терапевтом, а постоянным.
Из объяснений Алексея про метод профессора Сандакова следует, что метод этот комплексный. В основе его – Бобат-терапия, укладки, что-то вроде пассивной йоги, когда при помощи терапевта ребенок принимает одну за другой статичные позы, способствующие вырабатыванию правильных рефлексов. Но кроме укладок и пассивной гимнастики метод Сандакова предполагает еще и точечный массаж, приемы восточных мануальных практик Ань-мо и Туй-на, а также оригинальные приемы, разработанные профессором Сандаковым лично.
Практически занятия, которые ведет Алексей, выглядят очень интенсивной гимнастикой. Представьте себе, что вы пришли в хорошо оборудованный спортивный зал и позанимались на всех тренажерах последовательно. Только вместо всех тренажеров – Алексей. И если тренажер, как правило, увеличивает нагрузку для спортсмена, то ЛФК-терапевт нагрузку уменьшает – помогает больному ребенку согнуться и разогнуться, поднять руки и опустить руки, вращает руками и ногами ребенка, дает ребенку в руки палку, чтобы ребенок взялся за нее двумя руками и поднимал, как штангу. Но только терапевт не вешает на эту палку груз, не утяжеляет, а наоборот поднимает палку вместе с ребенком, чтобы нагрузка была мала, а движения были правильными.
Такие занятия, если проводить их регулярно, сводят у детей больных ДЦП к минимуму патологические рефлексы и мышечный тонус. Дети научаются делать движения, которых раньше делать не могли. Иногда даже научаются ходить, как научилась Алиса, дочь Алексея.
Эти занятия позволяют отказываться от методов жесткой ортопедии и не обувать детей в корректирующие сапоги. Благодаря ослаблению мышечного тонуса дети, занимающиеся с Алексеем, могут не принимать лекарств – стимуляторов центральной нервной системы. Алексей утверждает даже, что в его руках могут выправиться дети, которых принято выправлять хирургически. То есть эта физкультура может заменять собой хирургические операции.
Да, некоторые упражнения болезненны. И да – это спорт. Несмотря на то, что половину нагрузки берет на себя терапевт, занятие тем не менее состоит из множества интенсивных упражнений. Дети покидают кабинет Алексея примерно в таком же состоянии, в котором спортсмены покидают спортивный зал – усталые, расслабленные и тихо улыбающиеся. Поначалу Алексей даже был против того, чтобы в дни его занятий дети получали еще какую-нибудь физическую нагрузку. Настаивал на том, чтобы после ЛФК дети не ходили бы заниматься еще и в бассейне.
Но через некоторое время смирился. По словам Алексея, дети в центре «Сделай шаг» тренированные. Им можно лечебную физкультуру и бассейн в один день.
Фото Ольги Лавренковой
→ О проекте Дорогие друзья! Сумма пожертвования может быть любой. Во всех случаях в назначении платежа или в комментариях просим указывать: пожертвование на проект «Русфонд.ДЦП». Основные каналы перечисления средств: 1) Отправьте слово ШАГ или SHAG на короткий номер 5541. Стоимость сообщения 75 руб. Количество SMS с одного телефона не ограничено. 2) Платеж через банк 3) Платеж через систему РБК Money, которая включает в себя:
5) Яндекс.Деньги Подробнее о том, как помочь из-за рубежа → rusfond.ru/donation/abroad Внимание! Пожертвования, отправленные через систему QIWI (КИВИ) – безадресные. Пожалуйста, сообщите нам о таком переводе для проекта «Русфонд.ДЦП». Если у вас есть вопросы, замечания, предложения, звоните в Русфонд по номеру Спасибо! |
Некоторые упражнения являются прототипом будущих навыков, например, хождения.
Укладки помогают ребенку отучиться от неправильных рефлексов и научиться правильным.
Алиса любит заниматься с папой.
Алисе уже не больно, Алисе уже весело.

Подпишитесь на канал Русфонда в Telegram — первыми узнавайте новости о тех, кому вы уже помогли, и о тех, кто нуждается в вашей помощи.